Печать
Просмотров: 2416

bonifatiy_tarsiyskiy-01.jpgХрестоматийный глянец, которым покрывали жития святых, оказался к нашему времени столь густым, что за слоями глянца нам становится все труднее разглядывать живые, человеческие черты. А ведь многие из тех, кто запечатлен теперь на иконах в неподвижно-бесстрастных позах, далеко не всегда отличались образцово-добродетельным поведением (потому, наверное, что они и не подозревали, что когда-то им суждено стать святыми).
Примером тому -- житие мученика Вонифатия, память которого празднуется 1 января по новому стилю, то есть тогда, когда многие из нас предаются обильным возлияниям и прочим излишествам (то есть всему тому, чему был не чужд покойный).
История его жизни имеет весьма пикантное начало. Некая Аглаида, знатная и состоятельная римлянка, пользовалась отпущенной ей свободой -- то есть развлекалась, как пишет об этом биограф, "побеждаемая страстию немощной плоти, проводила дни свои в любодеянии и грехах". А предметом лелеемой ею "преступной связи" был наш герой.


В данном случае, хоть Аглаида и была знатной дамой, а Вонифатий, по своему положению, жалким рабом, имела место самая задушевная дружба, причем Вонифатий управлял обширными имениями своей подруги; он был умен, честен, ловок, легок на подъем и остроумен.
Несмотря на то, что их жизнь отнюдь не представляла собой образец добродетели, любовники не забывали о страждущих: Аглаида и Вонифатий привечали странников, кормили нищих и помогали несчастным.
Вольготная, душевная жизнь возлюбленных (римские законы запрещали заключать "неравные" браки между рабами и господами) была прервана неожиданными событиями. По империи прокатилась волна репрессий против христиан. Госпожа и ее раб пожалели страдальцев. Приобщиться же к чужому подвигу можно было путем выкупа и помещения в собственный дом мощей умученных страдальцев. Впрочем, своего рода подвигом были и сами поездки за мощами, такие путешествия оказывались чреваты немалыми опасностями.
Итак, Вонифатий собрался в путь, позволив себе напоследок в шутку заметить: "А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела мученика и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе,-- примешь ли ты его тогда с честью?"
На что Аглаида ласково обозвала любовника "пьяницей и грешником".
Вонифатий добрался до имперского города Тарса и, следуя за толпой, оказался на площади, где народ созерцал истерзанных христиан. Потрясенный, растолкав толпу руками, он принялся обнимать покалеченных страдальцев, громко восхищаясь их мужеством ("Он стал с любовью целовать их ноги, а у тех, которые не имели ног, остальные части тела",-- пишет биограф).
Наблюдавший за казнями имперский прокурор был не готов к подобным импровизациям чужестранца и попытался было его вразумить. Но Вонифатий отказался покинуть место действия и тотчас же присоединился к тем, кого он только что обнимал. После долгих и изощренных пыток Вонифантия обезглавили. Произошло это 19 декабря (1 января) 290 года.
Остальные рабы Аглаиды провели несколько дней в городской гостинице, где они поджидали своего предводителя. Подозревая, что их начальник по обыкновению ударился в загул, они принялись расспрашивать о местонахождении злачных мест.
Обратились они с вопросом и к одному из горожан, не видел ли он где невысокого рыжеволосого человека.
"Как же,-- ответил прохожий,-- видел я такого, он принял мучение за Христа". Местного жителя подняли на смех: "Разве может пьяница и распутник страдать за Христа?" Пожав плечами, горожанин указал им место совершившейся казни.
Прибыв туда, спутники Вонифатия собрали по кускам растерзанного друга.
Выкупив тело у палачей, умастили его благовониями и обвили запасенной плащаницей.
Согласно легенде, когда процессия была уже на подступах к Риму, Аглаиде во сне явился ангел, предупредивший ее: "Готовься принять того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином". Vonifatii_Aglaida.jpgПроснувшись, она созвала клириков и вышла навстречу идущей в Рим процессии.
Тут с буквальной точностью исполнились слова апостола Павла о том, что во Христе нет ни рабов, ни господ; вчерашний раб и любовник стал для Аглаиды святым и господином, тело которого его бывшая госпожа и любовница положила в выстроенном для него храме. Остаток своей жизни Аглаида провела, как говорят, в слезах и покаянии (а прожила она еще 18 лет). Согласно ее завещанию, похоронена с бывшим возлюбленным в одном гробу, который, таким образом, стал брачным ложем).
Выходит, что для Бога остается не скверным всякое брачное ложе, которое становится таковым не по штампу в паспорте и не по записи в церковной книге, а по силе любви -- необъяснимой и никому не подвластной, которая торжествует над сословными и всякими прочими условностями.
Недаром тот же Апостол Павел продолжал: "Если имею дар пророчества и знаю все тайны, имею всякое познание и всякую веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви -- то я ничто". "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится".

 

По молитвам к мученику Вонифатию Тарсийскому люди избавляются от страсти винопития, а сейчас и наркомании.

О, святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к Горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник: много бо поревахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачимь от него, не могу избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.