Печать
Просмотров: 1756

Santa_Sofia_-_Crist_Pantocrator.JPGСтолетие минует за столетием, но все так же взирает с икон и многочисленных полотен художников  -- Сын Божий и Сын Человеческий. 
Причем если до VI века нашей эры Иисус изображался без бороды и усов, то в последующем в живописи и иконографии Иисуса явно преобладают черты сравнительно молодого человека с печальным выражением глаз, с длинными волосами, налицо борода и усы. Каким же был в действительности облик Христа?
В кафедральном соборе святого Иоанна Крестителя в Турине хранится одна из самых почитаемых религиозных реликвий -- плащаница, иначе говоря -- саван. По библейскому преданию, в нее было завернуто тело Иисуса Христа после снятия Его с голгофского креста. На плащанице достаточно отчетливо видно изображение человека. Это худощавый мужчина, с небольшой бородой и усами. Прическа его совпадает с наиболее распространенной у евреев начала нашей эры: волосы, спадающие на плечи, и небольшая косичка за затылке. Это вполне подтверждает тот факт, что Христос был назореем, то есть человеком, посвятившим себя служению Богу. В число ритуальных правил, соблюдавшихся назореями, входил запрет стричь волосы.

Возможно, длинные, никогда не постригавшиеся волосы сами непроизвольно свивались в локоны или косы.
При более тщательном исследовании Туринской плащаницы ученые установили, что это не рисунок. Изображение лица и тела на полотне до мельчайших деталей совершенно точны анатомически. Более того, они смогли обнаружить характерные черты посмертного окоченения, наступившего в распятом положении. Подтеки крови, по мнению ученых, говорят о том, что распятый человек от боли и затруднения дыхания пытался изменить положение тела на кресте. Помимо следов ран от гвоздей, Iisus.jpgкопья и терний, имеется множество повреждений, оставленных металлическими крючками, которые в то время крепились на плетях римских воинов.
Ученые до сих пор спорят: каким способом на льняном полотне негативно отпечатался облик человеческого тела и лица? Но есть здесь и еще одна не менее удивительная загадка: все данные, снятые с образа, запечатленного на плащанице, вполне соответствуют образу и физическим данным человека, который жил несколько столетий спустя, после того как была найдена и получила известность священная реликвия. Звали этого человека Леонардо да Винчи. Не известно ни одного его портрета в молодости. А ведь, обладая поистине прекрасной внешностью, будучи сам художником и находясь постоянно в кругу живописцев, Леонардо не мог не вызвать желания запечатлеть себя на полотне. Сохранился всего лишь единственный дошедший до нас автопортрет Леонардо в преклонные годы. Но и на нем можно видеть черты необычайно гармоничного, одухотворенного лица. Судя по описаниям современников, Леонардо был высоким, хорошо сложенным, худощавым мужчиной, его прекрасное лицо с утонченными, правильными чертами обрамляли густые волнистые волосы. "Люди видели это (Божий дар) в Леонардо да Винчи,-- писал первый историк искусства Возрождения Вазари. -- Его красоту невозможно было преувеличить, каждое его движение было грациозно само по себе, а его способности были столь невероятны, что он мог с легкостью преодолевать любые трудности". Его сила была такова, добавляет Вазари, что "правой рукой он мог согнуть дверную колотушку или подкову".
Христос также, несомненно, обладал незаурядной физической силой, хотя на полотнах художников Он нередко изображается как физически слабый человек. Но это -- образ распятого Христа. На деле же достаточно вспомнить, как Он опрокидывал столы и изгонял из храма менял и торговцев живностью и голубями, выпуская птиц на волю.
Леонардо также питал особую любовь к птицам. "Часто, проходя мимо рынка, на котором продавали птиц, он возвращал пленницам утраченную свободу, выпуская их всех из корзин, а торговцу платил запрашиваемую цену". Удивительно, трудно объяснимо сходство во внешности и в поистине божественных данных Христа и Леонардо да Винчи. Но на этом загадки, связанные с внешностью Христа, не заканчиваются.
Если мы обратимся к одному из автопортретов гениального немецкого художника конца XV -- начала 1291543237.pngXVI века Альбрехта Дюрера, то также найдем удивительное сходство внешнего его облика с предполагаемым обликом Иисуса Христа. И вновь мы сталкиваемся с личностью, обладавшей поистине божественными дарованиями: прекраснейший мастер живописи, ученый, писатель, обаятельнейший человек. Как и Леонардо, Дюрер в своем творчестве большое место отводит евангелическим писаниям, жизни и деяниям Христа.
Очевидно, есть в этих удивительных совпадениях какая-то, пока еще не раскрытая, мистическая тайна. Хотя есть и логическое объяснение столь удивительно точного совпадения внешнего облика и личностных качеств основателя христианства и двух великих живописцев прошлого. Высокая духовность и интеллект, сопряженные с активным, творчески насыщенным образом жизни, вполне определенно сказываются на внешнем облике человека. Если в молодости внешний облик человека определяется его генетическими задатками, то во второй половине жизни прежде всего -- его духовными качествами. Красота духовная и красота внешнего облика, соединенные в одном человеке, неотразимы и непередаваемы словами и портретами -- они божественны. И может быть, в такой божественной гармонии и состоит смысл бытия человека и человечества в целом.