Печать
Просмотров: 311

unnamkjhgfded.jpg8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году) Кто из врагов Руси был страшнее Тамерлана, «великого» по неодолимой военной силе, численности его полчищ и беспримерной жестокости? Кажется, Тамерлан напрочь забыл о том, что и он был рождён матерью.
Монгольский полководец превращал цветущие государства в пустыни, оставляя после себя реки пролитой крови и груды человеческих черепов. Об этом восточном деспоте вполне можно сказать словами из Апокалипсиса: «... И вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными (Откр. 6,8).


Много загадок таит русская история... И поныне светские знатоки нашей древности даже не пытаются объяснить внезапное беспорядочное бегство всемирного властелина от берегов Оки в августе 1395 года, когда Великому князю Василию Дмитриевичу удалось собрать лишь небольшую рать, во много раз уступавшую войскам неприятеля. Что же было подлинной причиной чудесного спасения нашей родной земли?
Видение... Страшный сон, приведший Тамерлана в изнеможение сил, физических и духовных. Вот как об этом пишет святитель Димитрий Ростовский, наш знаменитый и наиболее точный сказитель житий святых: «Он увидел пред собою высокую гору, сверху которой шли святители на него, неся в руках золотые жезлы и угрожая ему; над святителями сими Тамерлан видел в воздухе необычайный свет; видел он также и Царицу некую, стоявшую среди тех святителей в несказанной славе, облечённую в ризу багряную и сиявшую молниеносными лучами ярче солнца. Кругом сей Царицы находилось бесчисленное множество вооружённых воинов, служивших Ей и как бы приготовившихся на войну. Руки Царицы были простёрты к небу — Она молилась. Тамерлану казалось, что Царица сия угрожала ему, повелевая отойти от пределов Земли российской и как бы приказывая воинству Своему устремиться на него...» Стремительным следствием видения было бегство монголов, притом настолько поспешное, что многие из них давили друг друга, побросав оружие, трофеи, доставшиеся русским без пролития крови.
Явление сатрапу Царицы — «Матери Бога христианского» — русские однозначно связали с пришествием в Москву главной своей святыни — древней иконы Богородицы, по преданию, писанной святым апостолом Лукой и обретшей место своего пребывания во Владимирской Руси.
Перенесение в Москву чудотворного образа сопровождалось всенародным постом и молением, денно-нощными службами митрополита Киприана с сонмом духовенства о победе русского оружия. Москвичи встречали икону как Саму Царицу Небесную, преклоняя пред ней колена и взывая со слезами: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» В память чудесного избавления столицы от неминуемой гибели, в знак благодарности Небесной Заступнице был воздвигнут знаменитый и поныне Сретенский мужской монастырь.
Впоследствии помещённая в Успенском соборе Кремля Владимирская икона стала свидетельницей помазания на Царство Российских самодержцев, возведения на первосвятительский престол Святейших Патриархов. Она разделила с нашим народом трагическую судьбу XX столетия... Ныне всякий может помолиться и приложиться к заветной святыне России в храме Святителя Николая в Толмачах, что близ Третьяковской галереи.
Всмотрись же, соотечественник, с благоговением и молитвой в дивный Лик Богоматери, печально взирающей на тебя с иконы! В бездонно глубоких очах Пресвятой Богородицы ты увидишь многое... Тебе откроется «страны родной минувшая судьба».
Последовательно, век за веком, ты будешь шествовать по Русской земле со святым образом, о котором, как гласит предание, Сама Пречистая изрекла: «Благодать Моя и Сына Моего с сею иконою да пребудет!..» Киевская, Владимирская, Московская Русь... Зарево пожаров, опустошительные набеги врагов, внутренние усобицы и смуты — чрез все испытания победоносно прошла, словно белая лебедь, выплыла чудотворная икона, хранимая Богом и, сохранившая целостность и единство нашей Руси.
Этот образ, без сомнения, является символом веры православной, служение которой — единственное основание и утверждение Святой Руси! Русский! Обрати же свои очи к небесному прекрасному Лику! Он есть воплощение красоты, чистоты и любви, способной «преодолеть ненавистную рознь мира сего» и одержать над ним победу! В век растления и пошлости, себялюбия и злобы, морального уродства, выдаваемых сегодня за идеал, взращивай в себе по крупицам семена разумного, доброго и вечного, уподобляясь, насколько возможно, Пречистой Богородице, во время земной жизни, сиявшей всеми христианскими совершенствами. Пусть гордый, циничный, лукавый век не оценит твоих усилий, пусть глумливо и злобно посмеётся над тобой, — не смущайся! «Видимое временно, а невидимое вечно», — по свидетельству святого апостола Павла (2 Кор. 4,18). «Проходит образ мгра сего» (1 Кор. 7, 31) со страстями и похотями, а правда Божия пребывает вовек (Пс. 110, 3).
Христианин! Не спускай очей с чудотворной иконы, в ней ты увидишь, как в зеркале, отражение твоей собственной души, бессмертной, разумной и свободной... Душа человеческая столь драгоценна для Отца Небесного, что все сокровища дольнего мира меркнут в сравнении с нею.
Как же иначе? Ведь ради спасения человека свершилась страшная тайна Боговоплощения — рождение Сына Божия от Девы... Ради оживления и освящения человека пролита на Кресте драгоценная Кровь Богочеловека! Береги же, человече, душу свою как зеницу ока. Если повредишь ей, стремясь приобрести весь мир, какой выкуп заплатишь за неё на Суде Господнем?
Представь душу вместе с телом Богу твоему непорочной, святой, исполненной молитв и дел милосердия... Тогда в последний час, когда будут решаться судьбы людские на всю нескончаемую вечность, Та, Чьё изображение ты нелицемерно чтил на земле, Чьё имя ты сердечно призывал в горестях и в радости, испрашивая у Неё благовременную помощь в трудах покаяния и служения ближним, — прострёт над тобой спасительную Ризу Свою, отгонит от тебя полки бесчеловечных демонов и исхитит из огня геенского, куда более страшного, нежели Тамерлан со всей его зверообразной ратью. Аминь.

 

Протоиерей Артемий Владимиров

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2010