Печать
Просмотров: 331

unna2345678987med.jpgВ разгар большевистского террора в 20-е годы, когда повсеместно сносились храмы, жители села Ледное (теперь это район Харькова) затеяли, казалось безнадежное дело храм строить.
По ходатайству отца Иоанна Ковалева, и прошения местных жителей было дано разрешения на строительство Леднянского храма. По сути, храм был перевезен, разрушены деревянный храм с села Бабки Чугуевского района.
Местные жители выкупали разрушенный храм как стройматериалы, но на самом деле спасали разрушенный храм, чтобы возвести его на новом месте. Везли в Харьков к месту стройки на подводах.


28 ноября 1924 г. В день памяти св. мучеников исповедников Гурия, Самона и Аввива был заложен фундамент под стройку. Землю под храм выделил Калашник Капитон Кузьмич и его сестра Степанида.
До начала стройки и, во время её, молитва не прекращалась, отец Иоанн совершал у себя на дому неподалёку от нынешнего храма на соседней улице молебны, и таинства.
В 1926 г. при отце Иоанне храм был освящен в честь праздника Преображения Господня. Отец Иоанн прослужил в храме два с половиной года, после чего уехал или же его вывезли в неизвестном направлении. Следующим священником был назначен священник иерей Григорий Доля. Службы продолжались до 1936 г. после чего отца Григория арестовали и храм закрыли. Свою веру отец Григорий засвидетельствовал мученической смертью, стал новомучеником (большевики его подвергли пыткам и посадили разбитую бутылку). До войны храм успел побывать клубом, складом и библиотекой.
В 1942 году во время оккупации немцы позволили открыть храм. Проводя антисоветскую пропаганду, фашисты разрешали открывать храмы. Но народ, собираясь в храме, молился за спасение Отечества от иноземных захватчиков, следуя посланию, которое было написано пастве местоблюстителем Патриаршего престола Сергием. Это послание впоследствии стало основой знаменитого обращения Сталина, в котором звучат слова Сергия:
— Братья и сестры!
Правда от храма во время войны храм потерял свой церковный вид, молитва проходила в руинах, но главное, на освященном месте. В это время служил отец Сергий. После него служил протоиерей отец Владимир, через некоторое время после войны храм снова закрыли. Во время войны Сталин сам ратовал за возрождение Патриаршества, но когда гроза миновала остатки строения довели до критического состояния.
Возобновилось богослужение в 1951 г. Служил протоиерей Борис Кононенко. После служили отец Андрей, отец Константин. Отец Артем, будучи настоятелем в Храме на Липовой роще, обслуживал Леднянский храм, служил молебны и крещения.
Власти задумали построить на месте храма детский садик, окончательно разорить и перестроить. Странным образом из основания фундамента полезли змеи, меры по их уничтожению особых результатов не давали. Змеи появлялись снова и снова, вплоть до наступления крепких декабрьских морозов.
В конечном итоге затея коммунистов была повержена змеями, их идол диалектический материализм оказался бессилен, а обращаться за помощью к Георгию Победоносцу партийцы не решались, и от строительства пришлось отказаться.unn09876543212amed.jpg
В 1974г. В храм пришел служить иеромонах Павел Цыганок, которому выпало самое, тяжелое — восстановление храма. Но атэисты продолжали вести непримиримую борьбу с религией, и иеромонах Павел внезапно умер.
В 1986 г. Борьба за храм продолжилась, иерей Евгений Пойманов, за время своего служения вместо деревянной колокольни, построил кирпичную. С 1 января 1994 г. и по сей день в храме служит протоиерей отец Петр Кривицкий. Началась новая жизнь прихода и новые перестройки, но, при всех многолетних усилиях и стараниях, деревянный храм сохранить не удалось.
Он был настолько ветхий, что когда ремонтировали что то-то одно, тут рушилось что-нибудь другое. На эти усилия потеряли семь лет и массу средств.
Отец Петр принял решение построить новый кирпичный храм поверх старого.
Поскольку приход не богат отцу Петру и его семье (прихожанам) самим приходиться работать над восстановлением храма. Как и у людей у храмов свои истории, связанные с судьбами людей. Храмы призваны жить дольше людей, болезни общества всегда отражаются на жизни церквей — теряется вера у людей, и они первыми стоически принимают на себя удары смут и революций. Но вот люди вновь по крупицам собирают потерянное — - храмы восстают из руин, растут, они являют зримое отражение укрепляющейся веры.
Непростая судьба выпала Свято-Преображенскому храму — рожденному, когда все погибало. Но о чем свидетельствует его история, может быть о том, что сказано Спасителем — Церковь устоит, и врата ада не одолеют Ее!

 

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2010