Печать
Просмотров: 409

sxcvb8uhnbg.jpgИсторики давно обратили внимание на совпадение плана Московского Кремля (контур его приближается к треугольнику) и фрагментов древнерусских текстов, повествующих о закладке и строительстве «святых» в средневековом понимании городов. В «Повести о Царь-граде» (Константинополе) император Константин «повеле размерити место на три угла: на все стороны по семи верст».


Если представить себе Московский Кремль в виде треугольника, вершины которого — Водовзводная, Москворецкая и Угловая Арсенальная башни, то на каждой стороне треугольника оказывается по семь башен.
«Сказание о начале Москвы» содержит «сбывшееся» пророчество: «на сем месте созиждется град превелик, и распространится царствие треугольное». «Треугольное царствие», оно же Царство Троицы, приходит на ум и при взгляде на план центра средневековой Москвы (стены Кремля и примыкающего к нему Китай-города образуют почти равносторонний треугольник, в центре которого Троицкий собор, более известный как храм Василия Блаженного).
Кремль и Китай-город окружают концентрические фигуры укреплений Белого города (Бульварное кольцо) и Земляного города (Садовое кольцо); на каждую сторону света в каждой линии городских стен выходит по трое ворот, образуя число 12.
Внутри Белого города линия из семи монастырей повторяет очертания стен Кремля и Китай-города; дальние монастыри образуют симметричные цепочки вокруг Москвы (по четыре с севера и юга и по три с востока и запада). Соединенные между собою, линии монастырей образуют в плане крест. Центральной осью сакральной композиции города является линия, соединяющая Покровский собор на Красной площади и церковь Вознесения в Коломенском. Симметрично относительно нее выстраиваются главные городские монастыри и храмы.
Аналогии преподносит нам треугольный Псковский кремль с его Троицким собором. Можно вспомнить и астраханский кремлевский треугольник с Троицким монастырем внутри. Внешний облик кремлей также воплощал образ «небесного града»: в центре располагался соборный комплекс с высокой колокольней; его ведущую роль подчеркивали меньшие по высоте кремлевские храмы и проходящий по бровке или у подножия холма пояс крепостных стен. Подобная иерархия просматривалась и в общем виде города: кремль занимал в нем главенствующее центральное положение на вершине холма, ниже располагались посады, приходские храмы и внешние кольца укреплений. Такие виды можно застать еще на редких фотографиях Москвы середины XIX века, когда древний силуэт города не был еще заслонен высокой застройкой позднего времени.
Символическим было и приглашение в Россию мастеров-итальянцев, мастера «от Первого Рима» должны были создать «царствие треугольное», напоминающее о Риме Втором — Константинополе.
Ведь к тому времени в русском обществе разошлось пророчество старца псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофея о вселенской роли Москвы.

 

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2010