Печать
Просмотров: 380

Abstrakttif.jpgЗимой этого года я встретил своего бывшего однокурсника по художественному ВУЗу. В студенческие годы мы довольно тесно общались, потом наши пути разошлись: я стал художником книги, а он — живописцем. Мы радостно поприветствовали друг друга — не виделись много лет — и стали говорить об общих знакомых, о себе, о своей работе. И тут мой однокурсник произнес фразу, которая меня поразила: «Конечно, хорошо бы нам отметить эту встречу, но, понимаешь, сейчас как бы пост, и я как бы пощусь, Давай после Рождества». На мой прямой вопрос, церковный ли он человек, участвует ли в Таинствах, он ответил, что «в общем-то да, я посещаю храм, я — как бы православный».


Встреча затем состоялась в его мастерской, где я увидел его работы — в основном живопись. Как бы живопись. Я применил это очень характерное для нашего времени словосочетание потому, что впечатление от увиденных мною картин осталось не как от серьезных произведений, а как от некой игры в искусство, ироничной и умной — да — но все же пародии на живопись. Его картины свидетельствовали: мы только имидж живописи, у нас нет лица, мы —- маски, которые скрывают пустоту. Характерно, что и работы других художников вызвали точно такие же ощущения. На мой вопрос, к какому же направлению в живописи можно отнести эти работы, автор, горько усмехнувшись, ответил: «Ты из-за своей работы в книжном дизайне, наверное, стал мало интересоваться живописью. Что сейчас может быть другого кроме постмодернизма?..»
Итак, постмодернизм. Направление в искусстве, которое возникло после эпохи модернизма. Модернизм — это обобщенное название всех художественных направлений, школ, которые противопоставляют себя традиционным направлениям. Основой творческого метода модернизма следует считать право художника на эксперимент. И чем резче эксперимент порывает с традицией, с устоявшимися нормами и правилами, тем значимее является произведение. Говоря проще, модернизм —- полная противоположность академизму.
Чтобы лучше понять, почему в настоящее время к термину «модернизм» добавилась приставка «пост», следует вкратце вспомнить историю формальных исканий в живописи последней четверти XIX и начала XX столетий. Хочу сразу сказать, что хотя мы будем говорить только об изобразительном искусстве, все сказанное вполне применимо и к литературе, в к музыке, и к другим видам художественного творчества.
Западноевропейская живопись последней трети XIX века прошла под знаком импрессионизма —- направления в искусстве, где главенствует субъективный взгляд на случайные, зачастую малозначимые события действительности. Сам термин «импрессионизм» происходит от французского «impression» -— впечатление. То есть в основу художественного метода импрессионистов положено первое впечатление» мимолетный порыв души. Внутреннее всегда влияет на внешнее, поэтому значительно изменилась и сама живописная техника. Появились открытые, локальные цвета, форма предметов стала передаваться более условно. Эскизность, недосказанность, незаконченность стали основой живописного метода художников-импрессионистов. Справедливости ради следует сказать, что их живопись красива и самоценна. Они сделали серьезный шаг в отходе живописи от документализма, оставив последний бурно развивавшейся в то время фотографии.
Следующий шаг по пути разрушения формы был предпринят художниками, которые называли себя «кубистами». Это направление в живописи стремилось отобразить весь окружающий мир в виде простейших геометрических объектов: шара, конуса, призмы, куба, цилиндра. Идейный принцип кубизма -- выявление геометрической структуры всех видимых объемных форм, разложение их на составляющие элементы и дальнейшая организация их в новой изобразительной форме — получил свое дальнейшее распространение в таком художественном течении, как «супрематизм». Отказавшись от иллюзии передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости холста, художники этого направления стали представлять окружающий мир, а по их убеждению даже не сам предметный мир, а идеи, главенствующие в мире, в виде плоских геометрических форм: окружности, треугольника и прямоугольника.
Апофеозом этого течения, название которого происходит от латинского «supremus» —- высший, последний, явилось полотно русского художника Казимира Малевича «Черный квадрат». На картине изображен черный квадрат на белом фоне — тупик всех формальных исканий в живописи. Даже абстракционизм, наиболее ярким представителем которого в начале XX века был Василий Кандинский, все же сохранил такие составляющие живописи, Как колорит и композицию, пусть даже и состоящую из бесформенных цветовых пятен, но все же динамически организованную.
Как стала развиваться живопись после «Черного квадрата»? Некоторые художники начали считать, (что изобразительное искусство как таковое умерло, «оно должно тесно слиться с промышленностью —- так возник промышленный дизайн, другие стали отводить живописи роль декоративного элемента украшения интерьера.
Но все же живопись как самостоятельный вид изобразительного искусства сохранилась. На западе стали появляться новые направления, такие как экспрессионизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, гиперреализм и так далее, а в соцстранах — соцреализм, основу которого составляла соответствующая идеология и опора на традиционную реалистическую живопись.
Что же происходит в изобразительном искусстве в настоящее время у нас, где сняты все цензурные Запреты, и на Западе, где эпоха исканий, противопоставлений и отрицаний — эпоха модернизма — закончилась? Все происходящее можно охарактеризовать одним словом — постмодернизм. И это не просто художественное и культурное движение, но и состояние духа всего современного «цивилизованного» общества. Постмодернизм не просто противопоставляет себя какой-либо художественной школе, он отвергает любую школу, религию, мировоззрение, философию — то есть все то, что призвано вносить в мир систему и упорядоченность.
Абсолютной истины для художника-постмодерниста нет. А. там, где нет абсолютной истины, там язычество, там оккультизм. И недаром апологеты постмодернизма с таким восторгом приветствуют «New Age» -— «новую волну», новое мышление, наступление новой «эры водолея», эры, в которой, но их твердому убеждению, не будет места традиционным религиям, и в первую очередь —- Православию. В глобальном смысле итогом всего постмодернистского движения должно стать единое космополитическое государство с полностью освобожденными от выполнения Божиих Заповедей гражданами.
Возвращаясь к художественному методу постмодернистов, следует сказать, что все же существуют и в этом течении определенные Гранины и эстетические требования. Все-таки постмодернизм -— это не анархия вкусов и мировоззрений. И не все потеряно для представителей этой художественной школы. Метанойя — перемена ума, перемена сознании может произойти с каждым человеком. И та доля иронии и самоиронии, которыми полны произведения постмодернистов, не только художников, но и писателей, и композиторов, и театральных и кинорежиссеров, возможно первый шаг на пути осознания собственной несостоятельности как Человека, который не просто автор неких «самовыражений», но Образ и Подобие Божие. Подобие Творца не может не творить. И это понимают не только глубоко верующие и воцерковленные люди. К примеру, художник-авангардист, ранее декларировавший, что «неофициальное искусство — воплощение идеологии свободомыслия», впоследствии писал: «Качественно новое в искусстве может возникнуть на основе общего духовного обновления. Глубина и значимость художника находятся в прямой зависимости от приближения души к Богу. Всякое забвение этой истины неизбежно ведет к иссушению творческого родника. Творчество художника, утратившего мысль о Духе, как основе всякого искусства, превращается в пустое формотворчество, в комбинаторское повторение однажды найденных приемов и способов организации материала».
А как другие? Те, кто противятся принятию абсолютной истины, которую принес в мир Спаситель? Именно к ним, я думаю, обращены слова апостола Павла: «...противятся истине люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми...» (2 Тим. 3, 8—9).
Во время встречи в мастерской я спросил своего знакомого: «Ты считаешь себя человеком православным, церковным. Можешь ты и в творчестве заявить об этом прямо и открыто?»
Он отвел глаза и ответил: «В рамках постмодернизма -— нет. Я сразу стану ортодоксом, ретроградом и нетворческим человеком, призывающим к возврату давно устаревших ценностей».
Я не стал его больше мучить расспросами и тем более наставлениями. Мы попрощались, и я ушел с надеждой, что все же мой бывший однокурсник займет рано или поздно однозначную и твердую позицию» такую, о которой заповедал Спаситель: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5, 37). И не будет больше в обиходе моего друга трусливого словечка «как бы».

 

Сергей Алексеев — художник

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2009