Печать
Просмотров: 504

mikhajjlo-afonskaja-11.jpg

После службы я поужинал и устроился на ночлег, за 50 рублей мне выдали комплект белоснежного белья.

Посетил источник целителя Пантелеймона, который находится почти на вершине горы.
На утренней службе кроме самих монахов было с десяток трудников-мужчин и одна бабушка. Храм был залит лучами восходящего солнца. Была открыта рака с мощами основателя монастыря св. Мартирия.


Находясь в храме Архистратига Михаила, я действительно не знал, где я оказался, на небе или на земле. Это было что-то необыкновенное. Ослепительная икона начальника бесплотных сил притягивала к себе взгляд, но в тоже время обжигала, как сварка. Кто-то скажет, что это были отблески солнечных лучей, но я почувствовал несомненное, живое присутствие небесного воителя Архистратига Михаила за Образом. Торжественность и строгость была потрясающая. На присутствующих обрушился поток ослепительного света, который не виден глазом, но чувствуется и распознается как свет. И это не было субъективным ощущением. Когда в храм зашла женщина, то тут же упала без чувств, оказавшись в этом стремительном потоке.
После завтрака я отправился в обратный путь. Пришлось добираться до Майкопа таким же образом: пешком, на попутных грузовиках и электричке. Первозданная природа, неописуемой красоты нерукотворный храм, и рукотворные — почти на километровой высоте отдаленность от цивилизации и близость к Богу — все слилось в одно общее сильное впечатление, обогатило душу опытом Богообщения. Впервые в жизни я по-хорошему позавидовал монахам.
На этом предисловие редактора заканчиваю. Далее публикуем материал о монастыре, который благословил поместить в нашей газете настоятель монастыря отец Герасим.
НОВЫЙ АФОН
После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.
Первые попытки к учреждению монастыря в удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь — на горном плато у горы. Физиабго. Однако их ходатайство перед власть имущими успеха не имело.
Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.
Весной 1877 г. о.Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием.vid-na-monastyr-s-vysoty.jpg
Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.
Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи. Братия стала получать добровольные пожертвования и дары. О. Мартирий пожертвовал на строительство монастыря и свои средства — 55 тыс. руб. В короткие сроки были сооружены: храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. С открытием богослужения начался приток богомольцев.
В 1883?г. Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрита. По желанию братии было утверждено ее название — Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению — за р. Кубанью.
Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на г. Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.
В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная. К концу XIX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно-приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством.
К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились близостью к ней.
Такого благополучия обитель достигла трудами братии и под руководством архимандрита Мартирия. Жизненный путь о.Мартирия — яркий пример бескорыстного служения Православной церкви и отечеству. Он родился 10 октября 1830 г. в Херсоне, в семье состоятельного мещанина Василия Островых. По окончанию церковноприходской школы Мартин — так звали о. Мартирия в миру, в течение 12 лет осваивал торговое ремесло, но затем неожиданно заболел. Два года он пролежал в постели, читая религиозную литературу и отдаваясь молитвам. В молитвах к Богородице юноша обещал оставить мир и уйти в монастырь, если Богу будет угодно дать ему выздоровление. Его молитвы были услышаны и он встал на ноги. Мартин вновь устроился работать по торговой части и вскоре забыл о данном им обете. Так прошло 8 лет. Мартин уже собирался жениться и начать собственное дело, но перед этим решил совершить паломничество в Киев. На исповеди он рассказал священнику о своем обещании Богу и тот потребовал выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказал обо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на 1 год. Мартин вскоре опять тяжело заболел, но после усердных молитв болезнь отступила. Выполняя обещание, молодой человек стал послушником в Киево-Печерской Лавре. Через год Мартин поселился на г. Афон, а в 1865 г. принял постриг в монашество под именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Мартирия в Черниговский архиерейский дом, где за благолюбие он был возведен в сан иеромонаха. В 1876 году, попросив благословения на отпуск, о. Мартирий вместе с братией из 6 иноков прибыли на Афон. Там монахи приобрели Успенскую келью, приписанную к Котломужскому греческому монастырю. Из отпуска о. Мартирий в Чернигов не вернулся. Он принял решение остаться в монастыре, но вскоре оказался на Северо-Западном Кавказе. Возведение Михайлово-Афонской пустыни стало главным делом его жизни.
В 1909 г. о.Мартирия не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно его повозку окружила стая волков.
Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории основанного им монастыря.
После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. у него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.
С началом Второй мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.
После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов — был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».
С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято-Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.
Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.
В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) — назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеймона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.
Святой источник
Огромной популярностью в среде богомольцев и паломников пользуется источник великомученика и целителя Пантелеймона под горой Физиабго. По преданию этот источник возник по молитве архимандрита Мартирия. Рядом с источником расположены купальни. Многие страждущие избавились от недугов в целебных водах источника. Удивительные свойства воды особенно способствуют излечению болезней опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта. Вода, налитая в емкости, сохраняет живительную свежесть в течение года.
Рукотворные пещеры
Особой гордостью монастыря являются рукотворные пещеры. Возникновение пещер связано с периодом Византийской иконоборческой ереси. В то время сторонников иконопочитания выселяли за пределы империи и они переселялись в Крым, на Таманский полуостров и Северный Кавказ. Только в Крыму ими были построены 11 пещерных монастырей. Эту версию подтверждает фундамент древней греческой церкви на горе Острах, в 1 км от обители.
До наших дней в пещерах сохранилась лишь часть келий, один из залов и коридоры общей протяженностью около 200 метров. Изначально система подземных ходов была очень протяженной. В главном зале подземного храма находилась «плачущая» икона Богородицы, а на потолке изображен Господь Вседержитель.

Моисеев Сергей

СПРАВКА
Свято-Михайло-Афонский монастырь расположен в Майкопском районе Республики Адыгея. В 2008 году монастырь праздновал 130-летие со дня своего основания.
До монастыря можно добраться через Майкоп по дороге на п. Каменно-мостский. При въезде в поселок, у дороги расположены указатели поворота на монастырь. От поселка до монастыря — 12 км.
Для приема паломников обитель располагает гостиницей на 80 келий, где можно остановиться на срок от 1 до 3 дней. Паломникам предоставляется двухразовое питание и бесплатное проживание.
При монастыре действует паломнический центр, который проводит экскурсии на древние рукотворные пещеры. Наработаны православные маршруты к монашеским озерам в верховьях р. Фарс, к Успенским кельям, к памятнику и часовне Царю-освободителю Александру II и другие.
Миссионерско-па­лом­ни­чес­кий центр Свято-Михайло-Афонс­кого монастыря.
Ежедневно: с 9 до 18 тел. 385791, Республика Адыгея, Майкопский район, п/о Весёлый, поселок Победы.

 

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2009