Печать
Просмотров: 1655

220px-AnthonyRoman.jpgПротивопоставление земной тверди и зыбучей морской стихии пронизывает весь Новый Завет и в определенной степени являет собой антитезу двух враждующих миров - мира спасения и мира погибели.
Сам Господь, как известно, ходил по водам "яко посуху", подчинив, таким образом, Своей воле и самую непостоянную из стихий.
Однако губительная для духовных мореплавателей водная стихия может оказаться и стихией спасительной: ведь именно морем приплывали к берегам спасенные от осквернения иконы (в том числе и икона Иверской Божьей Матери). Морская стихия стала и той стезей, которой чудесным образом попал в Россию преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец (1067-1147).


Уроженец Рима, девятнадцатилетним юношей он осиротел, раздал имущество нищим и удалился в пустыню, которой стал для него выдававшийся в море скалистый берег. Однажды, когда Антоний стоял на молитве, кусок этой скалы обрушился в море, но вопреки всем физическим законам камень не утонул, но легко, как лодка, поплыл по водам. Этот странный каменный "корабль" вывез святого из Средиземного моря через Гибралтарский пролив. Прошел вдоль западного побережья Европы, а потом через Неву и Ладогу приплыл к Великому Новгороду, где в то время епископствовал святитель Никита (дело было в 1106 году).
Святитель Никита с любовью принял монаха-мореплавателя, который не понимал по-русски ни слова: свершившееся чудо оказалось не в пример убедительнее любого рассказа. А позже, когда через переводчиков новгородский епископ все-таки узнал о подробностях дивного плавания, преподобный Антоний упросил хранить это чудо в тайне. Получив благословение епископа, святой основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Накануне своей смерти он открыл тайну своего "мореплавания" собрату - иноку Андрею.
Мощи преподобного Антония были обретены нетленными в 1597 году, когда от них получил исцеление Кирилл, архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Антоний, еще будучи в Италии, словно бы проникся предчувствием скорой разлуки с родиной и потому загодя бросил в море увязанные в узел церковные сосуды. После его прибытия в Новгород они были выловлены рыбаками в реке Волхов.
Стоит заметить, что после произошедшего в XI веке разделения Церквей на восточно-православную и западно-католическую многие православные подвижники из Западной Европы переселились на Восток - или своей волей, или Божьим промыслом, как это случилось с Антонием Римлянином. Запад "передал" Востоку не одних только святых, но и святыни (в том числе и предусмотрительно брошенные Антонием в море литургические сосуды).
Согласно запискам Антониева монастыря, эти церковные сосуды (сердоликовые, яшмовые и хрустальные) царь Иоанн Грозный перевез к себе в Москву, оставив новгородской обители лишь принадлежавшие преподобному Антонию образа и каменный крест. А камень, на котором святой приплыл из Рима, долгое время хранился на паперти соборной церкви замурованным в стену. Память о чудесном путешественнике, который "невлажными стопами" преодолел враждебную человеку стихию, и по сей день укрепляет нас в том, что все возможно для верующего и созданные Богом законы физики (известные нам) в исключительных случаях могут действовать особым образом.