Печать
Просмотров: 457

89237473.jpgПредставителями русской Православной Церкви Московского Патриархата после восстановления канонического общения с русской Зарубежной Церковью в Америку был привезен Образ Державной иконы Божией Матери.
Каждая икона Пресвятой Богородицы — Великая Святыня, но Державная — образ особый.
После революции икона хранилась в запасниках Исторического музея.
Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.
Явление Державной иконы Божией Матери в Царском подмосковном селе Коломенском было поистине чудотворным.
Нельзя не отметить еще той особенности, что икона эта обнаружилась в совсем особое время, то есть в начале русского лихолетия. День ее явления совпадал с днем отречения от престола последнего Царя-мученика Николая Александровича.
В 2008 году этому переломному событию в Русской и Мировой истории исполняется ровно 90 лет. Произошло это 2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года.
Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой во сне был голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и в ответ на свою молитву спустя две недели увидела во сне белую церковь; в ней величественно восседала Женщина, в Которой она сердцем почувствовала Царицу Небесную.
Сопоставляя первое сновидение со вторым и зная точно, куда ей нужно идти и какую белую церковь отыскать, раба Божия Евдокия говеет, приобщается Святых Тайн и пускается в путь.
2 марта Евдокия отправилась в Коломенское, и при виде Вознесенской церкви она сразу же в ней узнала ту самую церковь, которую она видела во сне.
Настоятелем церкви был священник отец Николай (Лихачев). Придя к нему в дом, Евдокия сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову в церковь. Там он показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся на стенах и в иконостасе, но она ни в одной из них не находила сходства с образом, виденным во сне. Тогда по совету сторожа церкви и одного прихожанина, случайно зашедшего в то время, отец Николай стал усердно искать повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах и, наконец, в подвале. Там, в церковном подвале, среди старых досок, тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери, величественно восседающей на царском престоле в красной царской порфире на зеленой подкладке, с венцом на голове и скипетром и державой в руках.
Младенец Христос, сидящий на коленях Божией Матери, простер благословляющую руку. Владычица имела в одной руке скипетр, в другой — державу, а на голове Ее была корона. Красная мантия или порфира на плечах Божией Матери была на зеленой подкладке. Зрелище было потрясающим, при необыкновенно суровом лике Богоматерь имела царственный вид. Икона и получила название «Державная».
Евдокия Адрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред образом Богоматери, прося отца Николая отслужить молебен, ибо в этом образе она узнала тот виденный во сне.

Tserkov-Vozneseniya-Gospod.jpg
Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.
Образ стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. (Известно, что икона побывала в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, великая княгиня Елизавета Федоровна, и сестры.) Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной».
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, приезжал прославлять явление «Державной». После прославления он благословил в акафист этой9238.jpg иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать этот акафист «акафист акафистов». Одна из служб «Державной» и Акафист были составлены с участием самого святителя Тихона.
Слушая акафист и канон этой иконе, вся церковь падала на колени.
После прославления Державной иконы Евдокия Адрианова начала ходить собирать деньги на ризу к новоявленной иконе. И, когда собрала, решила поехать в Дивеевский монастырь помолиться и попросить благословения на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией Матери, Которая ей сказала, чтобы она вернула ею собранные деньги. Сейчас не надо на Ее икону ризу возлагать, так как скоро в России будут снимать ризы со всех икон.
Прошло несколько лет — и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители акафиста и канона, а сами иконы изъяты из всех церквей...
После революции в годы жестокого гонения на церковь «Державная» икона Божией Матери не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования ее «Державной» иконы (в 1925 году) был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший «Державную» и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.
После явления образа Вознесенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона прежде принадлежала ему, и в год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в селе Коломенском и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.
Так Богоматерь приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея православно-самодержавной народной власти была попрана. Потому и строг, и суров, и скорбен взгляд очей Ее, наполненных слезами гнева Божественной и Материнской любви, как будто мученической русской кровью пропитана Ее царская порфира и алмазные слезы мучеников украшают Ее венец.
В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери, мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа.»
«Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, — открыла Владычица при явлении иконы, — а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем».
Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Русской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови...
И по значимости для нас — как видимый символ прикровенного правления Ею 276472632.jpgРоссией. Это Она всё это время, начиная с черного дня нашей истории, когда мы (наши предки и мы — скованные в единую неразрывную цепь греха) позволили Помазаннику Божию оставить нас правит нами. Ни Временное Правительство, ни Совет народных комиссаров, ни Совет министров, ни ЦК, ни какое-либо иное правительство. Ни министр-председатель, ни генеральный секретарь, ни президент. Это надо твердо помнить и нам, и им. В интересах тех и других.
И любое правительство, — должно осознавать себя как сугубо временное и твердо исповедовать Самодержавие, как принцип, какая бы форма власти ни была.
Мы не задумываемся в полной мере, что же означает Ее явление. Чего мы удостоились по молитвам Царя-Мученика? Что это была за молитва? Не до кровавого ли пота?
Чудесное явление иконы дает надежду, что через страдания, кровь и слезы, после покаяния триединый русский народ будет прощен, и царская власть, сохраненная Царицей небесной, будет возвращена России.