Печать
Просмотров: 449

imageserdftgyuijokplkj.jpgВ советское время имя Михновского исчезло из истории Харькова и вообще из истории Украины. Остался он на плаву только у диаспоры. Здесь, как подсчитано, только к 70-м годам 20-го века известно о нем около 30 публикаций.
С 90-х годов его имя всплыло и у нас, в Харькове, возобновленной (во время фашистской оккупации города) газете «Нова Україна» (почившей вместе с оккупантами) присвоили имя Михновского.
Мы б ему не уделяли место на газетной полосе, если бы не тревожные симптомы. Врач определяет болезнь, до критической стадии по симптомам.

Судя по тому, кто к каким историческим фактам и именам апеллирует, и привязан, можно определить и духовную болезнь и стадию. Гитлеру, к примеру, нравился Фридрих Барбаросса и неоязыческие культы, что из этого получилось -- известно.
Исторические имена -- это вехи, по которым безошибочно можно проследить курс и возводимую идеологическую конструкцию и даже, по аналогии, спрогнозировать как, когда и с каким треском она завалится.
Вот и всплыло имя Михновского, который проявил себя как идеолог независимости, политический деятель и вдохновитель, организатор или даже участник взрыва бюста Пушкина в городе Харькове в 1904 году.
Жизнь он прожил короткую. Смерть принял внезапную, трагическую: то ли самоубийство, то ли убийство «агентами ГПУ», без минуты на исповедь и покаяние. Кстати, как и Барбаросса, который хотел искупаться в мелкой речушке, и вдруг утонул.
В Харькове пока еще есть бюст Пушкина и улица его имени.
В Харькове уже есть мемориальная доска, напоминающая о выступлении Михновского в университете. Логотип газеты «Нова Україна» был украшен именем Михновского.
Кто же он, Михновский, и в чем вина Пушкина перед ним?
Напомним читателю подробности произошедшего в 1904 году: «сильный взрыв (у бюста Пушкина в Театральном сквере — ред.) был слышен в отдаленных частях города. Взрывной волной была выбита масса оконных стекол. На месте взрыва образовалась довольно глубокая воронка; от пьедестала откололся кусок гранита; предполагают, что взрыв произошел от снаряда, начиненного сильнодействующим веществом». Взрыв оказался провокацией или театральным фарсом. Сила взрыва была достаточно мощной: взрывной волной выбиты стекла в окнах домов, причем, не столь уж близко расположенных к бюсту. Такой взрыв мог разметать бюст на куски. Но бюст остался. От пьедестала отбило только небольшой угол.
Далее. Взрыв произведен ночью, причем, поздней осенней ночью, когда гуляющих, надо полагать, было немного. К тому же взрывная емкость антипушкинскими листовками?
Эхо взрыва прокатилось по многим (если не по всем) газетам России.
Взрыв был осужден даже сторонниками независимой Украины. Подтекст, естественно, не в пользу «взрывателей».
В ответ на взрыв (или это только совпадение) в Харькове прошла монархическая манифестация.
Полную поддержку акции, открыто связывая ее с Михновским, находим в публикации некоего «Літописця». «Літописець» пышет злобой, Пушкин для него «московський письменник», «московська великість», «московська святощ»... «супроти москалів одинокою доцільною тактикою є рішуче й гостре вороже ставлення», «Акція сполучена із замахом на пам’ятник Пушкіна... була одним з дальших кроків Міхновського в протимосковській боротьбі...»
Выбор Харькова для сведения счетов с Москвой был главной нравственной ошибкой Михновкого. Здесь не было притеснений украинской культуры. В театрах постоянно гастролировали украинские труппы. Об их выступлениях сообщали рекламы в газетах, рецензии. Газеты публиковали статьи по истории, культуре, этнографии Украины. Шел сбор средств на сооружение памятника Шевченко и музей при нем.
Газета «Южный край» в иллюст640x4801ijhbgvcfgy.jpgрированном приложении опубликовала проект памятника и подробный пояснительный текст. Никто не препятствовал проф. Н. Ф. Сумцову публиковать статьи, порой с националистическим оттенком.
Взгляды Михновского, его участие в «Братстве Тарасовцев», националистических партиях в Харькове были известны. Это не помешало ему быть членом городской Думы и с ее трибуны отстаивать свои взгляды.
Но откуда в человеке такая лютая злоба на русский дух. Он родился на Полтавщине в семье священника О. (или А.). Стовба прослеживает род Михновских и его разветвления по Украине со времен Богдана Хмельницкого, и Мазепы: «Коли в 1705 році Матвій Міхновський (его зачислили в предки нашего героя) б’ється з росіянами (Матвей — слушатель Московской духовной академии. Он с группой товарищей подрался с людьми князя Вяземского — ред.) лише кулаками, то 200 років пізніше Микола Міхновський б’ється з тими же росіянами холодною зброєю і чіткою ідеологією». И прибавим: взрывчаткой. И если, как пишет Стовба, его Матвей «дістав ушкодження», дуэль потомка Матвея с бюстом была поражением и Михновского.
Герой нашего повествования окончил юридический факультет Киевского университета. Имел адвокатскую практику в Киеве, затем вынужденно, отбил жену у коллеги, переехал в Харьков, где открыл адвокатскую контору.
Михновскому принадлежат не требующие специальных пояснений и соответствующих его выпаду против Пушкина и поставленному ему бюсту:
- «Усі люди твої брати, але москали, поляки, мадяри й жиди — це вороги нашого народу».
- «Вигоняй (з України - ред) усіх ворожих зайдів».
- «Хай ні дружина твоя, ні діти твої не поганять твоєї господи мовою чужинців-гнобителів».
- «Не бери собі дружину з чужинців... зрадником будеш».
- «Одна, єдина, нероздільна, вільна, самостійна Україна від Карпат по Кавказ».
Михновский проявил себя и как литературный критик: «...усіх Гоголів, Гнедичів,... Короленків, які обмосковилися». Особенно досталось Пушкину. Здесь Михновский придумал новый прием литературной критики: одна из причин его нападения на бюст поэта была месть за поэму «Полтава», в которой поэт, по мнению Михновского, оскорбил Украину.
Такие взгляды вызывали симпатии одних и отталкивали других даже из числа его единомышленников. Он — «апостол української державності,...величезна роль в історії української суспільно-політичної думки,... український аристократ у властивому значенні цього поняття».
Но есть, как известно, и оборотная сторона медали. Он — «високий, здоровенний чолов’яга з довгими вусами... Ходить у вишиваній сорочці зі стьожкою».
Современники говорят о его грубости и поверхностности в отношениях с товарищами, отмечают его «відразливу театральність», авторитарное поведение.
«Високий, імпозантний, завжди добре одягнений, мав добрий голос і ораторський хист, але все робило повне враження лише при першій зустрічі, і уважна людина скоро помічала, що за величавими рухами та хвалькуватими виразами він ховав комплекс інферіоріти, який примушував його уникати балачок з людьми, більш освіченими».
Предполагают, будто Михновский послужил прототипом карикатурной фигуры Недоторканого в рассказе В. Винниченко «Уміркований та щирий»:
«А Недоторканий...перелаявся зо всіма товаришами по тюрмі. «Геть, — кричить, — чортова кацапня, з наших українських тюрмів! Чого поналазили сюди?!»...
Но не странно ли? Практикующий адвокат, выпускник юридического факультета университета, наделенный, как полагают одни, всеми и всяческими талантами и способностями, вдруг допускает такие неряшливые формулировки своих взглядов и еще более неуклюжие действия относительно бюста Пушкина. Впрочем, как известно, дух злобы — плохой союзник. Воистину: «Когда нечистый дух, выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и не находит;
Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед, находит его незанятым, выметенным и убранным» (Мф. 12:43-44).
Выстраивается целая цепочка, взрыв памятника, теперь мемориальная доска взрывателю, поговаривают о том, чтобы поставить памятник Мазепе, хотя предательство, тяжкий грех, чем бы оно ни обьяснялось, Иуда тоже как-то обьяснял для себя свой поступок. Понятно, что это за память, — материализация адресной ненависти к русскому народу. Можно оправдать свои действия и свою злость, сказав: это им за то, и за это. Забывая, что в глазах Божиих нет причин, Он глух к нашим обьяснениям, Он оценивает чувство, которым мы ведомы. И куда человек придет, зависит от того, каким чувством он побежден и одержим.
Важно, что человек делает, сеет ли зубы дракона или малым делом, замешанном на любви, спасается.
Жаль Михновского, его постигла печальная участь, он был занят борьбой и видимо послание апостола Павла ему читать было некогда, где просто сказано: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

 

Семен Авербух

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2005