Печать
Просмотров: 914

bdfaec410459.jpgИногда, чтобы разглядеть контуры будущего, неплохо заглянуть в прошлое. Ведь наши предки, так же как и мы, возлагали свои чаяния и надежды на новый год, который для нас уже минувшее и, сквозь столетие, в их новогодних тостах и поздравлениях нам отчетливо видна и тщетность и оправданность их надежд.
«...Согрей ты душу упованьем, что лучшая придет пора». Так, в канун 20 века обращался к землякам известный тогда в Харькове поэт и публицист Василий Иванов («Шпилька»). Свежо звучат такие слова и сегодня.
На лучшую пору уповали и харьковчане, встречая и 1904 год.
Праздник сто лет назад
Традиция предписывает встречать Новый год обильным (по возможности!) застольем и шампанским...
Церковь призывает встретить его покаянием и молитвой.
Оригинальный способ встречи изыскал «барон Икс» (С. Т. Виноградский) из «Одесского вестника» (4.01.1873; 1.01.1874 гг.). «...Каждый Новый год мы встречаем шампанским, надеждами, сладкими пожеланиями, а провожаем как наскучившего гостя, почти выталкиваем в шею. Редкий год выполняет наши ожидания». И в другом месте: новогодняя «надежда — это самое безобидное дело, которым могут заниматься все и каждый. Ее не в состоянии отнять никакая сила...».
Вторит ему харьковчанин Аф. Глечик. К Новому году «...Относятся с нескрываемой досадой, ты вечно толкуешь о счастии и сулишь нам в будущем новые блага? Какая такая может быть для нас новая жизнь? Все останется по-старому и пополам с бедой» («Харьковские губернские ведомости» 28.12.1901 г).
Крылатые слова, пригодные к Новому году прежде, теперь и впредь. Впрочем, каждому свое!
Между тем, встреча Нового года не только празднество. Это еще и время раздумий, подведения итогов, составления прогнозов. В харьковских газетах начала 1904 года находим только один, отнюдь не радужный. Читатель «ХГВ» признает: наступающий високосный год не сулит нам никаких особых благ, но внушает опасения, перед которыми ни один русский человек не может остаться безучастным». Редакция опубликовала письмо без комментария, в чем можно усмотреть косвенное согласие с «Читателем». (Как мы знаем Русско-японская война принесла России сокрушительное поражение).
Как видим, встреча Нового года не только празднество и не только праздник, но и повод осмыслить, подитожить год уходящий и подумать о будущем.
РИТМ ВЕКА
«Вдоль по улице Сумской, Озаренные луной, Лихачи летят стрелой...» Так написал безымянный для нас поэт на рубеже 19 и 20 веков (ХГВ, 17.02.1899г).
К 1904 году лихачи, они же «ваньки» уходили в небытие. По Сумской, тоже озаренные луной, помчались первые авто, водители которых, они же саврасы, как о том все чаще и больше сообщали газеты, сбивали пешеходов.
Харьков рос, раздвигал границы. Окрестные села и околицы становились улицами, но жители их не вполне становились горожанами. Рождаемость превышала смертность... В 1913 году (с 1903 по 1904 сведения не обнаружены) в губернии родились 153265 человек. Умерли — 87236 человек.
В город шли, как мы бы теперь сказали, западные инвестиции — появлялись новые заводы, фабрики, линии трамвая...
Статистических данных об уровне жизни нет, но вот характерный пример. В 1913 году только с 15 по 28 февраля на городских бойнях убито 477 быков, 384 коровы, 716 телят, 31 молочный теленок, 635 свиней, 33 ягненка.
Это не считая привоза птицы и домашней живности. И при населении около 200 тыс. человек.
Рестораны потчевали гостей самыми вычурными блюдами вроде «диабли и пай», «супрем деволяйль с шампанским», «котлеты а/а, Марешаль». В обед стоимостью один-два рубля можно было отведать блюда из фазана, рябчиков, волжскую стерлядь, эндские устрицы, разнообразные вина. Трудно соотнести и тогдашний рубль и нынешнюю гривну, но, надо полагать, обед за рубль был все же доступен среднему горожанину.
В развитии культуры город не отставал от остальной России.
Народ любил театры, а видные деятели культуры российских столиц и Европы принимали приглашения харьковских антрепренеров.
В новогодние дни 1904 года театры города ориентировались только на классический репертуар. В залах Дворянского Собрания, Коммерческого клуба, Общественной (ныне им. Короленко) библиотеке проходили встречи, танцевальные вечера, детские утренники с елкой.
Газеты, даже в новогодние дни, публиковали рецензии на театральные постановки, выходящие в России и за рубежом книги и статьи.
Наши газеты не обошли вниманием и 250-летие присоединения, как тогда понимали, Малороссии к России. К 8 января в газетах появились статьи и сообщения об этом. В статье из «Нового времени» и в статье профессора Харьковского университета П. Буцинского нет шовинизма и синдрома «старшего брата». Более того, признана благотворная роль объединения в равной степени для обоих ветвей единой русской нации и вклад украинцев в общерусскую культуру.
В 1902 году Харьков впервые сопроводил начало года «молитвенной — встречей».
Она прошла в Покровском соборе и «произвела прекрасное впечатление»(Ю. К. 31.12.1903).
В 1904 году она состоялась в Успенском соборе. Всеношную и Новогодний молебен правил Стефан, епископ Сумский. В сказанном «Слове», оно опубликовано в газетах, ведущей нитью прошел призыв к очищению сердца от душетленных страстей. К проведению нового лета (года) в добродетельном житии, в исполнении заповедей Божиих.
Особое внимание в Слове уделено борьбе с распущенностью и пьянством «Освятим полночный час сей хвалою Богу... Вместо растленного обычая встречать его объядением, пьянством и пляскою...»
Основания к такому призыву были немалые. Город наш утопал в вине. В 1913 году в России выпито 107 миллионов ведер водки.
Сюда не входят «благородные» вина, коньяки, шампанское и всякие домашние изделия. А в Харькове за это время — 485550 ведер (с теми же оговорками) на сумму 4048962 р. 72 коп.
Город и в самом деле утопал в вине. И, наверное, лучше цифр об этом сказал все тот же Василий Иванов:
«Пьянство и бесчинство,
Дикий ералаш,
Неприличье, свинство,
Вот он, праздник наш.
Вот оно, веселье Харьковцев моих,
В облаках похмелья,
Драки каждый миг».
Надо полагать, здесь шла речь об обитателях наших окраин, но в целом могло иметь отношение ко всем жителям. Власти и церковь боролись с этим злом. Возникали общества трезвости, трезвенников — Свято-Серафимовское общество трезвенности, религиозно-нравственные чтения, открытие чайных с бесплатным чаем, многочисленные проповеди и статьи в газетах. Насколько возрастало потребление «питий» в Новогодние дни или насколько проповеди помогали его уменьшить, сведений нет. Но мы вправе воздать должное за проявленные усилия и газетам.
Газеты затрагивали и внешнеполитические позиции России.
КОЗНИ САМУРАЕВ
Основания были — на Дальнем Востоке назревала война с Японией. Харьковчане ждали от печати не только новости, но и сведения о далеких и загадочных странах. Газеты шли навстречу...
Своих корреспондентов на Дальнем Востоке харьковские газеты не имели. Информацию о событиях и сведения о странах Дальнего Востока черпали из столичных и зарубежных источников. Наряду со скупой информацией о ходе событий, газеты помещают обширные материалы об истории, культуре, этнографии Японии, Китая, Кореи. Материалы в основном заимствованные. Исключение — большая (на несколько страниц) статья известного географа и этнографа, профессора Харьковского университета А.Н. Краснова о Японии.
Многие из этих материалов не утратили значение и сегодня. Здесь обращает на себя внимание статья К. Носилова о китайском обеде, в котором автор принял участие, статьи «Новый год в Японии», «Взгляд японца на положение дел на Дальнем Востоке», «Японские дети», «Легенда о происхождении Кореи», «В столице Кореи».
Обращает на себя внимание не утратившая значение и сегодня, большая статья о Китае, заимствованная у журнала «Новое время». Статья изобилует ставящимися модными в то время определениями: «желтая туча», «желтая опасность». «Китай не страшен» — привыкли думать мы. «Китай бессилен». «Но, — предупреждает автор, — очнитесь же, господа! Сегодня у Китая нет европейски обученной армии. Она будет завтра».
Сегодня, когда Китай «тянет» на сверхдержаву и «осваивает» российский Дальний Восток, публикация такой статьи дает основание воздать должное российской публицистике начала прошлого века.
Интересна также обширная статья известного географа, ботаника и этнографа, профессора Харьковского университета А. Н. Краснова о Японии, опубликованная в газете «Южный край» (конец декабря 1903 — начало января 1904). Статья выдержана в антияпонском стиле. Японцы — полуварвары и заимствовали свою культуру у Китая и Кореи. Японцы, умея побеждать корейцев, не умели приобрести их симпатии. Корея склонялась к России и достойно сожаления несогласие России установить над ней, по просьбе корейцев, протекторат. «Нельзя не дать сынам страны восходящего солнца совет оставаться морской державой и не лезть на континент, переворачивая при этом коренные устои своей внутренней жизни».
Предвидение ученого сбылось. Через 40 лет Япония потерпела поражение в войне, отказалась от имперских амбиций, сосредоточилась на себе и явила миру чудеса науки и техники.
8 января харьковские газеты опубликовали новогоднее поздравление городу от высокопреосвященного Флавиана, митрополита Киевского: «Призывая благословение Божие на жителей Харькова, сердечно благодарю за поздравление с новолетием». Вот таким был 1904 год в Харькове.

Семен Авербух

архив газеты Тайны века 2003 г