Печать
Просмотров: 1132

images.jpgПредположительно в 7-9 веках нашей эры на землях нынешней Слобожанщины обитала этническая общность мадьяр. Места эти в науке принято называть Леведией (Лебедией). Хронология и географические пределы Леведии размыты. Археологические находки на Слобожанщине иногда относят к пребыванию здесь мадьяр.
Письменные источники, прямо или косвенно упоминающие Леведию; ограничены. Один из них — сочинение ибн Доста (в современном прочтении ибн Русте), написанные в начале 10 века на арабском языке. Сведения о мадьярах пришли к автору через третьи руки. Одна их часть указывает на следующий за Леведией этап — расселения мадьяр в низовьях междуречья Днепра и Днестра: земля их обширна, одной окраиной прилегает к Черному морю, в которое впадают две реки, одна из них больше Аму-Дарьи.


Вместе с тем земля мадьяр богата лесами и водами, почва там сырая, много хлебопахотных полей. Мадьяры-кочевники живут в шатрах и перекочевывают с места на место, отыскивая кормовые травы и удобные пастбища. «Леведия» же до прихода мадьяр была заселена оседлыми славянами(антами). От них к мадьярам перешли названия многих сельскохозяйственных орудий и продуктов. Таким образом, сведения ибн Русте могут указывать и на Слобожанщину.
Еще один источник — сочинение византийского императора Константина Богрянородного, написанные к середине 10 века. Здесь встречаем единственное в источниках упоминание предводителя мадьяр — «воеводы Леведия»(можно читать и Лебедия). Здесь Леведия выступает и как название местности и как личное имя. Географическое описание отсутствует. Вместе с тем указание на соседство с хазарами и возможно словянами (употребление словянского понятия «воевода») может указывать на бассейн Северского Донца.
Так «Леведия» обретает плоть.
Леведия(Лебедия) — имя и название местности — сразу же рождают представление о лебеди...
Первым на сходство имени и названия местности обратил внимание историк Карамзин — Леведия (Лебедия) и топоним Лебедин(ныне в Сумской области) и, таким образом, выводит его не от понятия «лебедь».
Много позднее Г.В.Вернадский включил в эту связку места, хранящие по его словам, «память о древней Леведии» Лебедин, Лебедин на Браславщине, Лебедянь(ныне в Липецкой области), реки Лыбедь у Киева, две реки с таким же названием в нынешних Черниговской и Рязанской областях. Известна также местность Угорское(близ Киева) и река Угра, приток Оки.
Район Дон-Днепр не был «прародиной венгров», но только этапом на их пути от Урала к Дунаю.
Обилие «лебединых» топонимов на сравнительно небольшой территории представляется чрезмерным, если видеть в них одни только указания на гнездовья лебедей. Такие топонимы образуют замкнутую, компактную массу, чего нет в других местах с «лебедиными» названиями.
Вероятно соседи мадьяр и преемники по территории запомнили мадьяр по их главному и удивительному для чужих культу птиц, в том числе, лебедя. Эта память «оседала» названиями и была переосмыслена.
«Лебедь» присутствует только в славянских языках. В бассейне Северского Донца мадьяры соседствовали со славянами, соседство взаимно обогащало лексику, особенно бытовую. В язык мадьяр-кочевников перешли слова из языка славян-земледельцев: ярем, борона, коса, лопата, просо, рожь, лён, капуста, репа...
В свою очередь славянские языки приняли, а украинский сохранил и поныне понятия, напоминающие о мадьярах: «мажа» — «чумацкий воз», «мажорка» — «легкая повозка». Возможно из мадьярского сохранилось, хотя и в ином значении «kut» — «колодец»(Красный Кут, Двуречный Кут на Харьковщине).

 

783632.jpg
Особняком стоит слово «лебедь». Культ лебедя и «лебединые» обозначения, приведенные выше, дают основание предполагать близкое слово у мадьяров. Поэтому слово «лебедь» могло перейти от мадьяр к славянам.
Так родилось и вошло в обиход понятие «Леведия», живущее в перечисленных топонимах и в наше время.
История не исчезает бесследно и память о великом переселении народов скрыта в простых словах, которые мы слышим ежедневно.

Семен Авербух
архив газеты "Тайны века" 2003 г