Печать
Просмотров: 1577

pp0.jpgСмысл истории не в том, чтобы изучать факты, но в том, чтобы эти факты правильно соединить, сделать нужные выводы и только тогда история обретает смысл. Большое видится на расстоянии, но дух нашего времени таков, что и очевиднейшие факты ставятся под сомнение.
В настоящее время многие патриоты Единого Отечества, наблюдая за событиями на Украине склонны к унынию. Но вспомним, что русская история не линейна, были сюжеты и драматичней. Вспомним, как неудачно начиналась для России длительная Северная война, но в 1708 м году горечь поражений сменилась радостью первой победы при Лесной. В 2019 м году мы празднуем 310-летие победной Полтавской баталии, но мало кто знает о сражении, которое произошло 9 февраля 1709 года на территории нынешней Харьковской области около села Городнее. Эта битва стала предвестником Полтавской.
Сейчас в это трудно поверить, но еще недавно в Харьковской области проводились памятные мероприятия в честь этой даты.

 

Материал был написан мною по итогам конференции, (в которой довелось участвовать), состоявшейся 9 февраля 2011 года в Харьковской области.

Поскольку вопросы, обсуждаемые на конференции, за минувшие годы только набрали актуальность, статью ставлю с небольшими изменениями, без упоминаний имен участников мероприятия. В данном случае важна суть.
Основной вопрос — если Карл был освободителем, то кем тогда были наши предки, которые героически боролись против шведов, они, что все предатели?
Участники конференции вникнули в подробности хода Северной войны и сражения у села Городнее.
После битвы при Лесной 28 сентября 1708 года в которой отличились чугуевские казаки порубившие изменников мазепинцев, а шведы потеряли трехмесячный запас продовольствия. Карл XII был вынужден отказаться от немедленного похода на Москву, и откликнулся на приглашение Мазепы, пойти в Малороссию.
До Полтавской баталии европейские «гости» вели себя на территории нынешней Украины по варварски: жгли и разрушали села и церкви, грабили, насиловали и убивали местное население.
1297952810_ssrsryorss-rryosrs-ryisryorirsssrisss-rirssrr.jpgБыла сожжена и Хорунжевка, родное село бывшего президента Украины Ющенко, который даже собирался ставить памятник шведскому королю.
Народ видимо от недостатка «свидомости» вместо того, чтобы встречать оккупантов хлебом-солью развернул партизанское движение.
В книге «Вторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г.» приводится любопытное свидетельство шведского полковника Н. Юлленшерны. О периоде с 19 по 25 сентября 1708 г. он пишет: «…наступил самый злосчастный и тяжкий поход на свете, — мы должны были пробиться сквозь дебри, которые протянулись на 18 миль и через которые раньше не проходил ни один отряд, не то что армия… Лес кишел казаками, так что если кто-то сбивался с пути, он тут же был убит или взят в плен. Люди и лошади издыхали в таких количествах, что тем, кто шёл позади, не требовалось показывать путь, ибо дороги были завалены трупами». Ослабленные шведы начали реквизиции продовольствия населения, чем вызвали бурю негодования среди народа.
Встреча самой сильной европейской армии с корпусом русских войск под командованием генералов Рена и Шаумбурга и харьковскими казачьими полками состоялась 9 февраля 1709 года около села Городнее.
Село находилось на возвышенном холме и было окружено с восточной и северной сторон частыми лесами, с западной р. Мерло, а с южной, от Краснокутска, земляным высоким валом и глубоким рвом, которые тянулись от реки до леса на 640 м. Вал высотой 6,5 м, а ров шириной до 8,5 м. На левой стороне вала стояло три батареи шведов, каждая длиной до 17, шириной до 10,5, и высотой до 4,5 м, они обращены закрытой стороной к Городнему. Напротив этих батарей к северу, чрез долину, русские батареи, в полуверсте от шведских. У Карла было 500 человек конницы, 8 польских хоругвей, один казачий полк под предводительством, перебежавшего на сторону врага, Мазепы, и значительное число пехоты. Карл был настолько уверен в себе, что увидев русских готовыми принять бой, приказал отойти части своего войска на флангах русского корпуса, чтобы когда разобьет он их, никто из русских не спасся. Однако бой сложился совсем не так, как мечтал шведский король. С самого начала боя под селом Городнее победа начала склоняться на сторону русских. На правом берегу речки Городеньки шведы попали в засаду, были разбиты и прогнаны до Краснокутска.
На левом берегу речки русские драгуны, сделав залп из ружей, ударили в штыки и разорвали линию шведских войск. Под Карлом убили коня, также были убиты 6 его телохранителей-драбантов. Шведский строй был прорван и распадался, началось отступление.
Сам король Карл с группой солдат и Мазепой укрылся в водяной мельнице, и в страхе ожидал пленения. Утром шведский генерал Круз, собрав войска, пошёл спасать короля.
Карл XII приказал сжечь Краснокутск и Городнее. Шведский летописец Нордберг пишет: «Жены жителей Городни были взяты в плен за дерзость своих мужей, который осмелились стрелять в нас из маленькой крепости, куда они бросились при нашем приближении».
Бой под Городним имел огромное значение для хода войны. Следом за отступающим врагом Ренне отправил две партии драгун. Одна из них, численностью до 1000 человек, нагнала шведский драгунский полк, «который следовал с великим числом пограбленного скота и провианта и прочего». Состоялась жестокая стычка, в которой шведы были разбиты наголову. Они оставили на поле боя 260 человек.
В борьбе с интервентами активное участие принимали местные жители. Так, за один только день 12 февраля они взяли в плен 29 шведских солдат и офицеров. Во время недолгого пребывания на территории Слободской Украины захватчики ощутили жгучую ненависть со стороны местного населения. И это было одной из важнейших причин скорого отступления шведской армии.
Мстя за поражение, шведы обрушили на жителей невиданные по тем временам репрессии. Король приказал собрать в Красном Куте женщин и детей, чтобы гнать их вслед за армией, а город сжечь. Даже видавшие виды участники похода, наблюдавшие за передвигавшимися по глубокому и мокрому снегу заложниками, который доходил лошадям до брюха, вспоминают «что и камень мог бы от того расстроиться».
Важность этой битвы состоит в том, что после Городненского боя попытка Карла XII выйти на линию Харьков—Белгород потерпела крах. Всё награбленное шведами было у них отбито. Маршрут шведов резко изменился. Они отказались от дальнейшего похода на юг и, в частности, на Харьков и свернули на Полтаву.
Победа под Городнею спасла восточную часть Слободской Украины от шведского нашествия.
Каково было отношение южно-русского народа к «цивилизаторам» характеризует такой эпизод. Когда Карл осаждал Полтаву и силы оборонявшихся были уже на исходе, один из жителей предложил сдать город. За одну эту мысль возмущенные горожане отвели его в церковь, причастили, исповедали и после забили камнями.
Сам Карл, плененный заманчивыми обещаниями Мазепы, впоследствии признавал, что его погубил украинский гетьман.
Мазепа обещал поднять на Петра всю Украину, но в действительности на сторону Карла с гетманом перешла лишь незначительная часть казаков, лично от него зависивших.
Петр также пошел на военную хитрость. Он приказал переодеть старых закаленных в боях солдат в мундиры новобранцев, а новобранцев одеть в старые поношенные и шведы, как и ожидалось, решили направить свой удар на молодых и неопытных, а нарвались на бывалых рубак.Petr_1_v_Kharkove.jpg
В день Полтавской баталии история нашла своего избранника, чтобы на челе его начертать торжество победы и сохранить память на вечные времена для грядущих поколений.
А шведам авантюра Карла дорого обошлась, после чего вот уже триста лет они предпочитают мирно уживаться с соседями. Горький урок, преподнесенный Петром, помнят по сей день.
Победа в Полтавской битве ковалась общими усилиями Русской армии и малороссийского народа.
Важно отметить, что Слобожанщина еще с 1503 года вошла в состав Московского царства и Слободские казачьи полки Харьковский Изюмский Чугуевский, Ахтырский напрямую подчинялись воеводе.
Собравшимся старшеклассникам был продемонстрирован фильм - «Торжества по случаю 200-летия Полтавской битвы».
Школьники смотрели кадры кинохроники, на которых Император Николай II принимает парад и открывает памятник русским воинам в Полтаве.

 

ИКОНА ИСПУГАВШАЯ КАРЛА
В условиях цивилизационной борьбы нам пытаются изменить культурный код, через изменение исторической реальности нам пытаются привить новые смыслы. Поэтому на поле идейной борьбы еще гремит эхо Северной войны.
Всякая война обнажает низость, но вместе с тем и величие человеческого духа. На войне всегда присутствует скрытая, духовная составляющая, есть знаки, по которым можно определить с кем был Господь на поле брани.
1297952840_rrryirsrrrisryers-ryoryerrr-rrrryorr-rrsrsryo.jpgВедь Северная война велась не только за территории, но и за смыслы. «Просвещенные» шведы, будучи протестантами, оскверняли наши святыни, делали из икон шахматные доски, в храмах устраивали конюшни. И гнев Божий не замедлил на них сказаться.
В то время в селе Каплуновка была явлена чудотворная икона Божией Матери, весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий.
Не только исцеление страждущим расточала Святая икона, но возвращала из неволи пленных и даровала победы русскому воинству.
Каплуновка была занята шведами, сельский священник был в это время с чудотворной иконой в Харькове.
А тем временем Петр Великий, приехал в Харьков, где, по случаю праздника Вознесения Господня в Успенском соборе слушал обедню, на которой по своему обыкновению читал апостол. Петру была представлена чудотворная икона.
Солдаты Карла троекратно пытались зажечь Каплуновскую церковь, но все попытки оказались напрасны. Шведский король лично видел эти неудачи и спросил в недоумении Мазепу, что это значит, от чего не горит храм? Гетьман ответил, что говорят, этот храм славится чудесами иконы.
Карл сказал Мазепе: «Смотри, там, где будет эта икона, мало нам надежды на успех».
Петр Великий взял эту икону в войска и эта святыня вызвала особенное воодушевление воинов и укрепило их ревность к защите Отечества. Перед решающей, Полтавской битвой, эту икону носили перед всем войском и благословляли коленопреклоненных воинов.
Во время битвы под Полтавой царь Петр троекратно обращается с молитвой к святой иконе. После Полтавской битвы Каплуновская святыня была временно взята в Москву.
К сожалению, в советский период храм был разрушен, судьба иконы не известна.

УРОК ЗАВОЕВАТЕЛЯМ
Под Полтавой гений Петра одержал верх над гордыней Карла, на его стороне был моральный перевес.
Характерно, с какими словами оба монарха обратились к своим воинам перед битвой.
Понимая, что на кону судьба народа, Петр говорил горячо и искренне: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную веру нашу и Церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».okoe.jpg
Карл XII также объезжал войска свои, говорил с офицерами, но в духе завоевателя, он напоминал им одержанные победы и приглашал их на пир в шатрах московского царя. «Он приготовил нам много кушанья, - говорил Карл, идите же завтра туда, куда ведёт вас слава!».
Если Карла услаждала стихия войны и поиск славы, то Петра окрыляло огромное чувство ответственности за вверенный Богом народ.
Сам факт ранения Карла в день его рождения (по одной из версий Чугуевскими казаками) уже воспринимался многими как несчастливый знак шведскому войску.
Напротив, Петр великий в тот день был окрылен, как пишет классик:

Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как Божия гроза.

В бою царь Петр подвергал себя опасности, на него со всех сторон сыпались пули. Одна пуля попала ему в седло, другая повредила шляпу, а третья повредила крест, висевший у него на груди. Но не смотря на это, могущественный царь несся вперед: опасность не страшила его, царственный полководец не щадил себя и десница Всевышнего хранила его, чтобы спасти Россию, и наказать гордость Карла.
И вот уже победитель «за учителей своих заздравный кубок поднимает».
Но, как бы кто ни хотел поменять значения, все же в данном случае самым весомым останется то, что когда-то с предельной ясностью на поле Полтавской битвы выявил Господь, даровав победу Петру и подытожил гений Пушкина:

Прошло сто лет - и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось -
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.»

ПРОКЛЯТЫЙ ГЕТЬМАН
Если со шведами все ясно, то с Мазепой вопрос сложнее.

Пушкин некогда писал:
Забыт Мазепа с давних пор;
Лишь в торжествующей святыне
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о нем собор.

Участники конференции не обошли вниманием и личность Мазепы — этого Иуды народа русского.250px-Ivan_Mazepa.jpg
Мазепа длительное время служивший царю, пользовался его безграничным доверием, получил из его рук орден Андрея Первозванного с лентой «За веру и верность» и настолько обогатился за это время, что стал одним из богатейших людей в Европе. И чем соблазнился? Каким-то дворянским титулом из рук Карла и вотчинной в Белоруссии. Но конечно, главным мотивом была трусость, страх, что Петр проиграет войну и со стороны Мазепы это была всего лишь попытка спасти свою шкуру и имущество. Карл об этом низком мотиве догадывался и не доверял предателю, который, почуяв неладное, мог с такой же легкостью переметнуться обратно к Петру. Впрочем, есть сведения, что такое предложение Мазепа высылал русскому самодержцу, на что получил ответ - он будет принят, если приведет с собою Карла.
Сейчас дух Иуды-Мазепы понадобился нынешним украинским политикам, которые не хотят учиться на очевидных уроках истории. Действиям Мазепы они стали задним числом приписывать высокую мотивацию, рисовать образ этакого борца-самостийника. И внушать, что и народ надеялся на успех его предприятия.
Те, кто сейчас действуют на украинской политической сцене и используют имя Мазепы в своих играх, выявляют тем самым и свою духовную принадлежность, цепляются за таких героев, которые всегда, и главное, глубоко закономерно терпели историческое поражение.
Злодеяние Мазепы не только в том, что он предал царя, по сути, он отрекся от веры, исторических корней, призвав на свою землю еретиков иноверцев.
Его поступок вслед за поступком Иуды стал символом предательства, коварства и именно в этой роли нашел широкое отражение в отечественной и зарубежной литературе.
Есть Божественное определение: согрешивший в одном - виновен во всем.
А мог бы быть иной славный финал у растлителя малолетней дочери казненного им же полковника Кочубея? На Мазепу была наложена анафема, он был отлучен от Церкви Христовой и награжден орденом Иуды. Над чучелом Мазепы была совершена символическая казнь через повешение.
Нынешние адепты Мазепы обычно опускают подробности смерти своего кумира, а зря! Мазепа буквально ощутил действие церковного проклятия.
На него погруженного в ужас расплаты, напали вши!
Мазепа выл и скребся, отряхивая вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть. Мазепа был буквально заеден вшами, отчего и умер, а Карл XII сказал «Достойная смерть великого человека! Вши заели и римского диктатора Суллу, они загрызли иудейского царя Ирода, а испанского короля Филиппа Второго вши не покинули даже в гробу...»
Труп Мазепы увезли в румынский город Галац, там и закопали. Но янычары в поисках золота отрыли останки гетмана, обобрали с него одежды и швырнули в Дунай. Этого предателя даже земля не приняла.
Так в назидании потомкам Божий суд свершился над этим Иудой народа русского со всей очевидностью!
Миллионы изображений проклятого гетьмана Мазепы на десятигривенной купюре ежедневно ходят по рукам и под его изображением не хватает одного его высказывания, которое приводит историк Соловьев - «Я знаю, Бог не благословил моего начинания».
Когда таких политиков пытаются поднять в качестве знамени и связать с их памятью свое будущее неминуемо навлекают на себя проклятие и его судьбу.
Ведь еще в 1708 м году по распоряжению церковных властей по всей Малороссии на дверях церквей было вывешено извещение, что «Мазепа со всеми своими единомышленниками, приставшими ко врагам, отвержен от церкви и проклят».
Порошенко не дает покоя слава Мазепы и по всем признакам он задался целью обойти своего предшественника. После ряда очевидных злодеяний, после учиненного им церковного раскола, он созрел и до анафемы и до ордена Иуды.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАМЯТИ
В честь победы русского войска и слободских казаков над шведами, возле села Городнее еще в 45198_900.jpg1909 году был установлен памятник, который решением Харьковского облисполкома от 1972 года признан памятником истории, а в 1982 году при строительстве дороги был свален бульдозером в кювет. И это отличная иллюстрация того, что происходило с общей исторической памятью на Украине задолго до формального распада единой страны.
Позже здесь появилась мемориальная табличка, однако памятник так и не был восстановлен.
Участники той конференции решили, что памятник надо восстановить. Но в связи с государственным переворотом, произошедшем на Украине в 2014 м году исполнение этого решения отложено.
Мемориал будет располагаться на холме, на столбиках вокруг памятника будут начертаны названия сел, которые были сожжены шведами.
При открытии памятника и в последующем предполагается ежегодно приглашать клубы исторической реконструкции для воспроизведения произошедшей здесь баталии.44823_original.jpg
Эти мероприятия уже были прописаны в Программе Харьковского Областного совета духовно-нравственного возрождения Харьковской области. После освобождения Харьковской области ее просто нужно будет выполнить.
Из запасников Харьковского художественного музея будет извлечена картина «Бой у села Городнее».
Среди школьников Краснокутского района пройдут конкурсы на лучшее знание Северной войны и в области русской литературы конкурс чтецов по произведению А. С. Пушкина «Полтава».
А плененного армией Новороссии современного Мазепу Порошенко с пятикилограммовым орденом Иуды на шее, будут водить по Донецку, Луганску и другим освобожденным городам Новороссии и Малороссии в назидание потомкам. Бог иногда испытывает верность правых, а злодею попускает творить злодейство, чтобы потом наглядно его наказать. Да так, чтобы долгие годы никому неповадно было идти подобным путем.

Сергей Моисеев