Печать
Просмотров: 1575

1483776628158423048.jpgРождество — один из главных праздников церковного календаря. Православный мир отмечает его 25 декабря по старому стилю (6 января по новому) стилю. Для старой России этот праздник, прежде всего церковный, отчасти государственный и семейный.
В рождественские дни 1903 года в Харькове новый большой колокол поднят на колокольню Петровской церкви на Журавлевке.
В Успенском соборе Арсений, архиепископ Харьковский и Ахтырский Стефаний, епископ сумской служили литургию в память об изгнании галлов из России (колокольня Успенского собора воздвигнута в память об изгнании Наполеона).


Протоирей Тимофей Буткевич освятил новый корпус Александровской больницы.
Из Покровского монастыря к реке совершен крестный ход.
Праздник елки был в то время приурочен прежде всего к Рождеству. В городе прошли вечера, детские утренники, благотворительные вечера.
На Благовещенском базаре освящена чайная Харьковского комитета попечительства о народной трезвости.
Священник Заиковской церкви о. Шаповалов собрал и доставил в ночлежный дом почти 60 детей.
Здесь их накормили и раздали одежду.
В Рождественские дни полосы газет заполонили рождественские и святочные рассказы, стихи. Воспоминания, исторические и этнографические статьи.
Как и в прошлые годы, газета «Южный край» помещает ряд публикаций - статьи, стихи, даже фельетон известного в городе поэта и публициста Василия Иванова («Шпилька»).
Там же помещен большой рассказ — воспоминание русского паломника в Палестину: «Целое войско русское, — пишет он, - только не с мечами в руках, а со свечками, только не с враждой, а с любовью в сердце... простая русская душа, готовая на жертвы».
Есть публикация древнего апокрифа, содержащего предсказания прихода Спасителя.
Газета «харьковские губернские ведомости» приурочила к Рождеству обширные публикации священника Ф. Попова о Куряжской обители и к вопросу о возрождении церковного прихода.
Газета сообщает об освящении пристройки к Свято-духову храму на Конной и, как и «Южный край» помещает святочные рассказы и воспоминания. Среди них перевод рассказа «Звезда» (с болгарского) известного писателя И. Базарова.
Рождество — семейный праздник. Прекрасную зарисовку оставил нам в газете «Харьковские губернские ведомости» (28.12. 1901 г.) некто Аф. Глечик (псевдоним не раскрыт):
Как семейный праздник Рождество «...пленяет нас скромной поэзией, чарует гармонией простоты и задушевности. Счастлив, кто проводит его в кругу семьи. Мирный и уютный семейный уголок размягчает даже самое черствое сердце.
Простой человек счастлив счастьем семьи, тихим и уютным простодушным праздником Рождества. Что за прелесть в чудном нектаре — наваре и в идеальной жизненной амброзии — кутье.
Нет, что ни говорите, а в Рождественском гусе, традиционной колбасе и святочном поросенке (особенно с хорошо уваренной гречневой кашей), много настоящей неподдельной поэзии. Стоит, чтобы почувствовать себя семьянином.
Семейная жизнь в Харькове развита по-старому, завещанному дедами порядку и обычаю... семейный строй стоит у нас молодецки. У нас и намека нет на убыль населения».
Есть, впрочем, в этой идиллии и горчинка : «Позавидуйте одинокие, бездетные богачи Грошевой елке обремененного семьей бедняка».wx1080.jpg
К этим последним словам можно прибавить вереницу социальных контрастов, о которых сообщают газеты. Не будем, однако, заострять на этом внимание: социальные контрасты были и есть. Пожелаем взамен этого нашим читателям внимательно перечитать написанное Глечиком и по мере возможности перетворить его слова в жизнь.
«Наступили святки. Кутит обыватель...», - писал уже знакомый вам В. Иванов («Шпилька»). Как и везде в России, с 25 декабря по 5 января чередой шли застолья, игры, ряженные, визиты.

 

Потом все облиты
Харьковцы гурьбою
Делают визиты...
Придет такой визитер, опрокинет стопку, закусит, посудачит о том, о сем и в сани — к другому дому.

Так Скачут день-деньской...
С улицы Московской
Мчит он к Сумской
После Москалевской...


На рубеже 19 и 20 веков Харьков уже переходил от города сословно-патриархального к городу рыночных отношений, где на первый план выходила «смесь племен, наречий, состояний». Все же последуем за А. Глечиком, традиции дедов сохранялись...
И. Забылин, исследователь русской старины, приводит примеры как Иван Грозный с опричниками рядились скоромохами, а Петр І со свитой пялил личины и ходил славить.
Традиция сохранилась и в Харькове. Вот несколько примеров, о которых рассказывали газеты тех лет.

Шутники

Двое молодых людей Д. и К. — студенты местных высших учебных заведений, в первый день праздника Рождества Христова были приглашены в гости близ ст. «Рыжово», где предполагали в тот вечер костюмированный бал, ... бал этот был отменен, Д и К. к поезду опоздали и поэтому наняли до Харькова обыкновенную крестьянскую телегу. Возница их, молодой крестьянский парень дремал: лошадка бежала трусцой. Молодые люди вздумали пошутить. Один из них тихонько спрыгнул с телеги и пошел сзади, а другой накинул на себя маскарадный костюм, изображавший Мефистофеля. Для большего эффекта он зажег еще красный бенгальский огонь. Дремавший парень очнулся и увидев перед собой нечистую силу, заорал благим матом: «Караул, рятуйте!» и бросился бежать. Лошадь, почуяв свободу, понесла. Студенты бросились в погоню и кричали вознице, чтобы он остановился. Но несчастный продолжал бежать, что было силы. Добежав до крайней хаты на Новоселовке, он неистово начал стучать в дверь. Пока ему отперли, к хате подбежали студенты, один из которых продолжал быть в костюме Мефистофеля. Парень снова закричал не своим голосом и упал на землю, лишившись чувств. Испугался и хозяин хаты, поспешивший захлопнуть дверь. Немалых усилий стоило студентам убедить его пустить всех их в хату и оказать помощь лежавшему в обмороке парню. Хозяин хаты уступил, наконец, просьбам молодых людей. Парень вскоре был приведен в чувство: но он почти ничего не говорил и только стонал. Молодые люди приняли на себя заботы по лечению несчастного парня, у которого началась нервная горячка...

«Южный край», 27.12.1898

Рождественский утюг
Вчера на Николаевской площади собралась большая толпа. На телефонной проволоке сидел индюк, вырвавшийся у проходившей по улице кухарки и взлетевший на проволоку. По поимке приняли участие конный наряд полиции и дворники. Вооружившись метлами, они махали ими, но не доставали до проволоки, а индюк между тем качался на ней, переходя с одной стороны на другую. Принесли лестницу и после грозных «кыш, кыш!» удалось согнать беглеца и торжествующая кухарка при общем смехе зевак водворила его в корзину.

29-1.jpg
Хождение со звездою

В дни нынешних рождественских праздников, благодаря теплой погоде хождение детей со звездою достигло особенно больших размеров. До поздней ночи по всем улицам города можно видеть группы славленников — мальчиков и девочек, носящих осветленные восковыми свечами «вертепы» с изображением в них появления звезды на востоке, рождения Спасителя в яслях, приветствия ангелов, поклонения волхвов и т.п. Дети ходят из дома в дом, поют духовные стихи и народные детские славления, за что их дарят деньгами и лакомствами.
При входе в дом их одаривают чем-нибудь, но частенько от них двери держат на запоре, ибо обыватели уже имели много случаев извериться в честности славленников. Желающих славить много, по уговору у каждой группы свой район. Но уговор постоянно нарушается, что ведет иногда к побоищам, довольно эффектным в зимнюю ночь, на снегу, при свете звезд.

Южный край 28.12.1901
подготовил Семен Авербух

 

khark.jpg