Печать
Просмотров: 1688

1_14.jpgРеспублика Северная Осетия — Алания, субъект Российской Федерации.
Автономная область Южная Осетия образована 20 апреля 1922 г. Позднее в составе Грузии. В настоящее время упразднена.
«Осетины» — прозвище от грузинского «осы», «овсы». Самоназвание — «ирон», что тождественно санскитскому «ария». Ирон — единственный индоевропейский народ Северного Кавказа, который сближает его с восточнославянским миром.
К Слобожанщине древности и средних веков применим расхожий штамп — «топталище народов». По этим землям проходили или оседали многие этнические группы.

Еще не народы и тем более не этносы. В таких случаях принято употреблять обозначение «племя», «племенной союз». Все они объединялись или распадались, сменяли язык и самоназвание. Порой растворялись, оставляя другим свои гены, элементы культуры и языка. История помнит здесь индоевропейцев — скифов, сарматов, алан, восточных славян. Тюркоязычных (не только тюрков) — печенегов, половцев, торков, хозар, булгар. На какое-то время здесь «бросили якорь» мадьяры времен Леведии. Этнические обозначения этих масс условны и в источниках и в историографии. Они могут быть искажениями этнонимов, прозвищами, даже кличками. Они переходили из рук в руки, изменяясь в зависимости от языка, графики в тексте, субъективного восприятия. В результате одна этническая группа выступала под несколькими обозначениями, одно обозначение распространялось на несколько этнических групп.
При этом отсутствие письменности и вовсе делает недоступными их этнонимы (самоназвания)...
Все это в полной мере относится к интересующим нас аланам.
Суммируя сведения доступных нам в Харькове источников, приходим к следующим, конечно, не окончательным выводам.
Аланы выделились из сарматского массива, но нельзя сказать где, когда и по какой причине. Как «аланы» отдельно или вместе с сарматами они известны античным писателям не ранее 1 в. н.э. В историографии прародиной алан называют территорию между Уралом и Волгой. С последующим продвижением на запад, к Дону и Северскому Донцу и на юг, к Северному Кавказу. Такое продвижение могло быть обусловлено натиском других этнических групп или другими причинами.
Гунны часть алан уничтожили, часть оттеснили на Северный Кавказ, часть увели с собой на запад, а какая-то часть алан прочно осела на Северском Донце. По этой причине допустимо думать о неоднородности алан и употреблять в этом случае определение не «племя», но «племенной союз».
Увлекаемые гуннами, аланы ушли в Европу. Иногда они были союзниками, иногда оказывались «по обе стороны баррикад». С гуннами или отдельно, смешиваясь с другими, в частности, с германдами (готами, вандалами) они прошли в Европу.
Возможно, на них оказывает влияние город Алансон (Франция) и Каталония (Готалания) — автономная провинция Испании. Вместе с вандалами аланы добрались до Северной Африки, где основали свое государство. В 6 веке их след в этих местах окончательно теряется.
На Северном Кавказе аланы могли соединиться с теми из них, которые обитали здесь со времени прихода сармат. За долгие века они смешивались с коренными народами этого региона. Постепенно на них накладывал отпечаток «кавказский субстрат». Аланы утрачивали «индоевропейский облик», заимствовали местные языки и культуры, и, в свою очередь, оказывали влияние на соседей. Грузинские источники назвали их «осами», «овсами», откуда происходит этническое обозначение «осетины». В армянских источниках их, как правило, не отделяют от сармат. Русская летопись обозначает их как ясов.
Те аланы, которые остались после отделения от сармат и после нашествия гуннов прочно основались на берегах Донца, отчасти смешались, отчасти обособились от соседей — булгар, хазар, мадьяр и являлись создателями (или участниками создания) Салтово-маяцкой культуры, названной так по селению Верхний Салтов (ныне Волчанский район, Харьковской области. Открыта в 1900 году и остается предметом всестороннего изучения. Эту часть алан некоторые источники, в том числе Русская летопись также называет ясами или асами.
Неоднородность алан в сарматском массиве, в среде гуннов, на Северном Кавказе и в Подонье породили неоднозначность их описаний в античных источниках:
— «Аланы — племя дикое» (Амвросий), «дикие и воинственные» (Сенека, Лукан). «Почти все аланы высокие ростом и красивы с умеренно белокурыми волосами... во всем похожи на гуннов (вероятно, не внешне — С.А.), только с более культурным образом жизни «Аммиан Марцеллин». «Аланы — хуже всякой другой беды» (Аврелий Виктор); «непокорные, жесткие, свирепые» (Помпоний Мела).
В 9 веке арабы вытеснили алан Северного Кавказа. Предполагаю их уход в Подонье и «воссоединение» с местными аланами. Возможно, этим следует объяснять сходство обозначений: «асы — явы» и определенное тождество культур Салтово-Мадьярого городища и Северного Кавказа.
Предположительно какая-то часть алан возвратилась на Северный Кавказ и окончательно вошла в сообщество северокавказских этнических групп. Причем достаточно стойко. На это указывает физический облик, эпос «Нарты», который считают своим не только осетины, заимствования в языке и многое другое.
Аланы Придонцовья, предположительно, сохранили «индо-европейские черты» и поэтому легко «воссоединились» со славянами в составе Древнерусского государства.
Аланы были жителями городов, владели техникой строительства. Известны поставленные ими укрепления, как бы продолжающие возведенные скифами. Видные исследователи единодушно согласны в том, что основными, а в первой стадии единственными создателями Салтово-маяцкой культуры были аланы.
Память об аланах хранят городища Салтово-маяцкой культуры. Им принадлежали города, известные русской летописи: Шарукан (на реке Уды, по утверждению арабского географа 12 в Идриси), Сугрув и Балин на Донце (позднее эти города заняли половцы): Шарукан известен Русской летописи уже под тюрским (половецким?) названием.
Память об аланах хранят гидронимы Причерноморья: Дунай, Днестр, Днепр, Дон, Донец. Здесь «дон» или «дан» это аланское «вода», «река». Реки Осетии Ардон, Гизельдон, Фиардон — имеют ту же основу. Но и здесь не все очевидно. Славяне сохранили гидроним «Дон» (Донец), но утратили «Днепр». У славян он «Славутич». Остается неясным почему в конечном счете остался «Днепр».
«Осетины» называют себя потомками алан. Но «осетины» этнические неоднородны. Основной состав «ирон». Только их, вне сомнения, можно связывать с аланами. Кроме «ирон» к «осетинам» относят другие этнические группы, которые вероятно являются потомками коренного населения Северного Кавказа.
«Нарты» — национальный эпос «осетин». Но его наследниками называют себя и другие народы Северного Кавказа. Также как слово «алан» означает «друг», «приятель» не только в осетинском языке.
Кавказский субстрат, по меньшей мере, внешне наложил отпечаток на все население Северного Кавказа. Здесь едва ли можно обнаружить тех белокурых красавцев, какими Аммиан Марцеллин в 4 в н.э. описывал алан.
Тем не менее, особенно в свете нынешних проблем Северного Кавказа эти вопросы отходят на второй план и представляют только теоретический интерес.
Обстановка на Северном Кавказе, внутреннее положение Грузии, российско-грузинские отношения выдвигают Северную Осетию на передний план развития событий сегодня и в перспективе.
Северная Осетия давно и прочно живет в России (с 70 г. 18 века). Южная Осетия вошла в Россию вместе с Грузией (1802 год). В советские годы Осетию вновь разделили на Северную в составе РСФСР и Южную в составе Грузии. Но когда границы были только административные и проведены практически условно.
Сегодня разделение Осетии дает о себе знать. Северная Осетия вернула себе историческое обозначение Алания, что закреплено конституцией Российской Федерации.
Южная Осетия автономию утратила Народ Южной Осетии с такой потерей не согласился. На референдуме большинство высказалось за воссоединение с Аланией. Грузинские власти ответили репрессиями, о которых у нас ничего не известно.
Российская Федерация оказывается в тисках противоречий. С одной стороны она, согласно Конституции, открыта для приема Южной Осетии, как и стремящейся к этому Абхазии, но это затрагивает суверенитет Грузии, а Российская Федерация обострять отношения с Грузией не намерена. Грузия также не хочет обострять отношения с соседом.
В этих условиях Алания, рассекая мусульманский мир Северного Кавказа даже в пределах Российской Федерации и выхода на пределы Закавказья приобретает особое значение. При этом христианское большинство ее населения и традиционная близость славянскому миру еще больше поднимает ее роль.

 

Семен Авербух