Печать
Просмотров: 270

10-45678.jpg28 декабря 1918 года отряд большевиков под командованием матроса Дыбенко расстрелял в Спасовом Скиту сто одного(!) монаха, шестерых настоятелей окрестных храмов и двадцать офицеров, находящихся на излечении в больнице при монастыре. Пытаясь найти документальные подтверждения этих событий, энтузиасты ХООРС «Память Державы» провели ряд архивных поисков и нашли несколько источников.


Спасов мужской монастырь, как скит Святогорского монастыря, основан в 1889 г. в Харьковской епархии на месте чудесного спасения Царской Семьи во время крушения императорского поезда 17 октября 1888 года, произошедшего в окрестностях г. Змиева. В 1906 году скит был преобразован в самостоятельный монастырь. Своим устроением эта обитель обязана трудам и попечению архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (Ключарева, 1820 † 3.09.1901) и настоятеля Святогорской Успенской пустыни (ныне Святогорская Успенская лавра) архимандрита Германа (Клицы, † 26.04.1890) Основанная на памятном для каждого русского человека месте, обитель издали привлекала внимание своей изящной архитектурой.
Здание небольшой деревянной церкви, окруженное простой галереей, было выдержано в строгом древнерусском стиле и целиком срублено из круглого соснового леса в Москве. Изнутри стены, по образцу старинных русских церквей, были выструганы рубанком, законопачены, но не окрашены.
Внутренность храма отличалась простотой и в то же время изяществом. С правой стороны Царских врат находился превосходной работы Нерукотворенный Образ Спаса, в честь которого воздвигнут храм, а с левой стороны – икона Божией Матери. Царские врата были изготовлены из липового дерева. С трех сторон в церкви располагались обширные хоры. Вблизи скита, под тем самым местом, где во время крушения императорского поезда находился императорский вагон-столовая, была устроена сводчатая пещерная часовня, врезанная в насыпь и возвышавшаяся над полотном железной дороги.
Недалеко от часовни, в западном направлении, высился каменный храм во имя Христа Спасителя, окруженный с востока, севера и юга сводчатой крытой галереей. Снаружи храм представлялся громадным куполом, окруженным шестью сенями. Над шестью входными дверями находились мозаичные иконы.
Главный купол был сплошь вызолочен и украшен широким рельефным поясом орнаментов. Наружная архитектура соответствовала стилю московских церквей XVII в., а внутренняя отделка храма состояла из орнаментальной живописи с позолотой. Иконостас был четырехъярусный; все иконы для него написал профессор В.Г. Маковский.
На западной стене помещался громадных размеров лик Христа Спасителя также работы Маковского. Ниже этого образа, по обеим сторонам западных дверей, висели две серые мраморные доски с надписями, указывающими на события, в память о которых построен храм. Кроме того, как стало известно, при мужском монастыре с мая 1915 года существовал лазарет на 20 коек для раненых воинов. Он был сформирован «при попечительстве митрополита Харьковского Антония (Храповицкого) и императора Николая II, который распорядился приготовить лазарет для 20 раненых». Указывалось также, что близость железной дороги «…есть единственный способ их семьям прибыть на монашеский скит» (источник: газета «Южный Край», май 1915г.) Но совершилось то, о чем еще в 1830 году писал Михаил Лермонтов:

 

Настанет год,
России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Наступили смутные времена, и 28 декабря 1918 года отряд под командованием матроса Дыбенко расстрелял в Спасовом Скиту сто одного монаха, шестерых настоятелей окрестных храмов и двадцать офицеров, находящихся на лечении при монастыре.
Пытаясь найти документальные подтверждения этих событий, энтузиасты ХООРС «Память Державы» провели архивные поиски и обнаружили несколько источников. Первый источник – отрывок из воспоминаний Главкома ВСЮР (Вооружённые Силы Юга России) генерала Антона Ивановича Деникина «Очерки русской смуты», где он писал следующее: «…развлечения самого, что ни на есть, ядра кадровых красных сил: моряков и красноармейцев Дыбенко в Спасовом Скиту – жестокое гонение на церковь, глумление над служителями ее, разрушение многих храмов, с кощунственным поруганием святынь, с обращением дома молитвы в увеселительное заведение…
Покровский монастырь был обращен в больницу для сифилитиков-красноармейцев. Такие сцены, как в Спасовом скиту, были обычными развлечениями чиновной красноармейщины: забравшись в храм, красноармейцы под предводительством Дыбенки вместе с приехавшими с ними любовницами ходили по храму в шапках, курили, ругали скверноматерно Иисуса Христа и Матерь Божию, похитили антиминс, занавес от Царских врат, разорвав его на части, церковные одежды, подризники, платки для утирания губ причащающихся, опрокинули Престол, пронзили штыком икону Спасителя.
После ухода бесчинствовавшего отряда в одном из притворов храма были обнаружены экскременты…» («Особая комиссия», Харьков, С. 15).
Второй источник – журнал «Православная жизнь», 1923г., Париж: «В монастыре Спасовском матрос Дыбенко арестовал настоятеля 75-летнего архимандрита Родиона, который в первую же ночь был выведен в поле и там убит. Один из красногвардейцев хвалился тем, что убил настоятеля, сперва срезав с его головы кожу с волосами, а потом, нагнув голову, стал рубить шею.
Осмотр трупа архимандрита Родиона подтвердил признание красногвардейца». Эта информация содержится также в материале, опубликованном в журнале «Православная жизнь» (репринтное издание 1998 г.).
Третий источник описывает другие подробности: Иеромонах монастыря Спасов Скит Афанасий, выведенный на казнь, стал на колени, помолился, перекрестился и затем, поднявшись с колен, благословил стоявшего против него с ружьём в руках большевика и поднял руки вверх. Двумя выстрелами красный палач убил только что благословившего его пастыря. Так погибают за веру и родину православные духовные отцы русского народа – погибают, как погибали великие мученики первых времён христианства» (С. Лурье «“Штурм небес”, как зеркало русской смуты», Париж, 1925 г.).
Здесь приведены лишь несколько примеров бывших в то время массовых расстрелов духовенства, дошедшие до нас благодаря тому, что упомянутые города на короткое время освобождались Белой армией, и это позволяло собрать довольно точные сведения об этих мучениках. С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито 70 иереев Харьковской епархии.
Еще один источник описывает страшные подробности зверств большевиков – это сведения Добровольческой (Белой) армии, собранные Комиссией по расследованию злодеяний большевиков: «В шапках, с папиросами в зубах они ругали Иисуса Христа, Божью Матерь, рвали на части священные облачения, пронзили штыком икону Спасителя; в одном из приделов храма, пьяными погромщиками и их девками было устроено отхожее место. Монастырскую братию вместе с ранеными офицерами зверски казнили, некоторых скальпировали и отрезали гениталии, каждый мог издеваться над ними самым диким и жестоким способом».
Вот список имен священнослужителей, казненных в Спасовом скиту, который нам удалось составить подокументам. (Да, долго эти мученики были нами забыты; теперь, возвратив их из забвения, надеемся на церковное поминовение их как новомучеников – жертв большевицкого террора.)
1. Архимандрит Родион.
2. Архимандрит Аристарх.
3. Иеромонах Алексий.
4. Иеромонах Афанасий.
5. Иеромонах Анастасий.
6. Иеромонах Родион.
Кроме того, удалось установить общее количество погибших: сто один монах, шесть настоятелей окрестных храмов и двадцать офицеров и нижних чинов РИА (Русской Императорской Армии), находившихся в монастыре на излечении после ранений на фронтах Первой мировой войны.
В настоящее время монастырское кладбище, где похоронены эти новомученики и на котором еще недавно стоял свинарник, силами общественников приводится в порядок. Похвальную инициативу в этом проявил президент фонда «Честь и Достоинство» Игорь Массалов.
Спасов Скит – место, особо отмеченное в духовной географии Русского Мира, обагренное кровью новомучеников. Мы верим: придет время, и сюда хлынут паломники со всей необъятной Руси.
Вспомним, что предвещал Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу – и будет по завету князя Владимира – как единая Церковь».

Сие буди, буди!

Юрий Червяк, ХООРС «Память Державы»

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013