Печать
Просмотров: 399

12009873472.jpgЧудо это произошло в конце XVII ст., когда татарские набеги опустошали Слобожанщину.
Явилась эта икона в Озерянской местности (находится в 3 километрах от пос. Мерефа, Харьковской области), когда Один из её жителей, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и перед нею горящую свечу — при корне дерева здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внёс в свою хижину и, сложивши их, поставил в приличном месте, и усердно помолился Образу Богородицы, оставив свою работу. На другой день рано утром он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения, и оказалась сращена, а на самом месте заструился ключ чистой воды. В то время в храме Рождества Богородицы с. Мерефы служил иерей Феодор, который и донёс об этой иконе митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию и с его разрешения построил около места явления иконы церковь Рождества Богородицы, где и была икона.

После обретения главной святыни Слобожанщины Озерянской иконы Божьей Матери — чудотворная икона хранилась в разных монастырях и храмах края. Храмы и обители закрывали и икону передавали в уцелевшие монастыри. Сначала она находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Мерефы, потом — в Озерянской пустыни, Куряжском Преображенском монастыре, Харьковском Покровском. Со временем Куряжский монастырь снова был открыт и туда была перенесена чудотворная икона.
«По закрытии Озерянской пустыни и Куряжа святая икона перенесена была в Покровский монастырь, а при восстановлении разоренного Куряжа, для освящения его, поставлена была (в 1797 г.) в том монастыре.
Нужно отметить, что в те времена особенных религиозных праздников, которыми были так богаты древние российские города, в Старом Харькове не было: Ни мощей, ни крестных ходов, служились только Акафисты перед особо чтимыми иконами.
В 1843 г., по представлению преосвященного Иннокентия о желании жителей города Харькова видеть благодатную святыню среди своих жилищ, государь император Николай Павлович в 16 день октября 1843 г. высочайшее утвердить соизволил определение св. Синода — ежегодно приносить 30 сентября Озерянскую икону Божьей Матери в Харьковский Покровский храм и после того, как она будет оставаться в сем храме всю зиму, 26 апреля относить в Куряжский монастырь. Вместе с тем утвержден был священный церемониал сопровождения святой иконы в Харьков и из Харькова» — писал архиепископ Филарет (Гумилевский) в Историко-статистическом описании Харьковской епархии.
Первый крестный ход с чудотворной иконой из Куряжа в Харьков состоялся 30 сентября 1844 года.
Чудотворный образ из Куряжа в Харьков (и обратно) приносили крестным ходом. В город процессия входила по одной из самых оживленных сейчас магистралей города — улице Полтавский шлях.
На месте, где сейчас находится Озерянский храм, икону встречало Харьковское духовенство и насельники Покровского монастыря, здесь она передавалась из рук в руки.
Как писала газета «Южный край», — «…в такие дни все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрывались и все жители, стар и млад спешили встречать или провожать чудотворную икону».
Шествие сопровождалось необычайно торжественным пением и звоном колоколов Харьковских церквей, которых насчитывалось в ту пору более шестидесяти.
история сохранила много свидетельств о чудесных исцелениях: Сила особенной благодати исходила от чудотворной иконы на месте её явления — «хромым хождение, глухим слышание, слепым прозрение, которое хорошо подавалось». Сохранились немало свидетельств о том, как благодаря Озерянский иконе, проходили физические болезни и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний. Широко известен случай из биографии Григория Квитки-Основьяненко. В детском возрасте он ослеп. Врачи не смогли помочь мальчику. И тогда его мать вместе с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она долго молилась перед чудотворным образом, а затем умыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И произошло великое таинство — Григорий стал прозревать. С глаз мальчика, словно завеса, сползла слепота. Сначала он различал контуры предметов, а затем увидел мир Божий во всей его красоте.
Когда в июле-августе 1871 года в Харькове свирепствовала эпидемия холеры, в город из Куряжского монастыря была принесена чудотворная Озерянская икона. Её непрестанно носили по домам харьковчан, магазинам, улицам, площадям. И везде служили молебны. Прикладывались к иконе не только православные, но и иноверцы: евреи и магометане, потому что видели от неё силу, которая оживляет и исцеляет. И молитва верующих была услышана... Холера отступила, а горожане ещё больше уверовали в благодать Озерянского образа Богоматери.
30 сентября 1845 года проливной дождь застал процессию крестного хода из Куряжского монастыря и встречающих на месте передачи иконы. Укрыться было негде. Стала очевидной необходимость постройки укрытия.
Проект строительства часовни разработал епархиальный архитектор Ф.И. Данилов.
Первоначально строительство велось на пожертвования купца II гильдии Елеокина, окончание работ и украшение часовни — на средства купца Панова. Строительство было завершено в 1853 году.
В 1863 году харьковский купец Никита Акимович Павлов подал просьбу в Священный Синод о разрешении переносить чудотворную икону Озерянской Богоматери в Озерянку.
Спустя 20 лет часовню решили перестроить в храм, расширив и надстроив ее вверх. В 1873 году часовня была перестроена в приходской храм по проекту того же архитектора Ф.И. Данилова. Икона стали оставлять в храме на ночь, перед ней совершались ночные бдения. Первоначально храм был построен из дерева в русско-византийском стиле с чертами позднего классицизма.
В 1882 году на подворье храма соорудили часовню для ночных бдений перед иконой. Часовня также украсила пейзаж Холодной горы, на то время мало заселенной и пустынной. Тогда это были еще не городские земли, а дачи слободы Ивановки.
С ростом числа богомольцев, провожающих и встречающих икону, скоро и этот храм перестал вмещать верующих. Еще через 10 лет было решено построить капитальный каменный храм.
7654555544.jpgСтроительство этого храма началось в 1892 году на земле, пожертвованной крестьянами Харьковской волости. Раньше здесь находился их общий амбар. Строительство обошлось в 150 тыс. руб. Средства собирал священник М. Пономарев среди московского купечества, но достаточно большую сумму пожертвовали и харьковчане. В 1901 году трёхпрестольная (главный престол в честь Озерянской иконы Богоматери, другие два св. князя Владимира и св. Амвросия Медиоланского) была освящена. Во время крестных ходов отсюда, с вершины Холодной Горы, харьковские архиереи благословляли чудотворной иконой Харьков.
Озерянский храм построен с использованием, так называемого, «кирпичного стиля», в котором на смену изысканности профилированных деталей приходит сплошной орнаментный ковер из лицевого кирпича. Этот Дом Божий завораживает целостностью силуэта, образностью композиционного решения, насыщенностью кирпичного декора. Как говорят градостроители, он служит архитектурной доминантой города наравне с колокольней Успенского собора и массивным Благовещенским собором. Храм как бы выравнивает или уравновешивает городской пейзаж в этой части города, вносит в него особый, храмовый колорит.
Не менее насыщена и новейшая история храма. Революция, войны и десятилетия безбожной власти не прошли даром.
О судьбе чудотворной Озерянськой иконы в советские времена почти ничего неизвестно. Существует версия, что икону сожгли безбожники. По другим сказаниям, с места последнего пребывания иконы в Олександровской часовне около Лопанского моста Харькова (документально не доказано) она была передана в Антирелигиозный музей и исчезла уже оттуда.
В наше время с Озерянской иконы Богоматери осталось два списка: один в Свято-Благовещенском соборе Харькова, другой в Свято-Озерянском на Холодной горе.
С августа 1923 по 1933 г. Храм Озерянской иконы Божьей Матери был во владении обновленцев. С осени 1933 г. по 1936 год, когда в Харькове действовало всего три храма — Озерянский, Трехсвятительский и Казанский, он был кафедральным собором. С 1936 по 1942 г. приход был закрыт.
Во время фашистской оккупации немцы устроили в храме казарму, а отступая, забрали все ценное, что уцелело в годы советской власти.
В 70-х годах в Харькове появляется метро, и свердловско—заводская линия проходит как раз под храмом. Из-за вибрации в метрополитене в стенах церкви появились трещины, стали выпадать кирпичи.
Сейчас о глобальной реконструкции и ремонте храма от фундамента до крестов, от церковной ограды до алтаря священники храма говорят как о чуде и подвиге одновременно. Подвиг не личный, — общий. Ремонт на средства жертвователей длился почти 4 года. Сейчас храм полностью возрожден в своей былой красоте.
В храме три престола: главный — в честь Озерянской иконы Божьей Матери, в левом приделе — в честь Всех Святых, в правом — в честь равноапостольного святого князя Владимира.
Кроме святынь — икон Озерянской и Ченстоховской Божьей Матери — верующих сюда привлекает особая атмосфера благодати, покоя и тишины. Прихожан в храме всегда было много, сейчас особенно много молодежи. Озерянский храм харьковчане любят не только за внешнее архитектурное великолепие и богатую историю, главная ценность храма невидимая и по-мирски не объяснимая, — это особое покровительство и присутствие Божьей Матери. Этот храм занимает одну из самых высоких точек города Харькова одна из ярких страниц каменной летописи, которую являет наш город и эта страница свидетельствует и напоминает нам о чудесной милости Божией Матери некогда явленной нашему краю. Уже 100 лет является видимым свидетельством благоговейного почитания харьковчанами святыни нашего Слободского края Озерянской иконы Пресвятой Богородицы. Забывать об этом грешно и опасно.
Престольные праздники храма:
Озерянской иконы Божьей Матери — 12 ноября;
Всех Святых — первая неделя по Пятидесятнице;
Равноапостольного князя Владимира — 28 июля.

 

Лариса Парафило

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2009