Печать
Просмотров: 522

33.jpgУ истории есть особенность: прошлое эхом отдается в настоящем. Большинству харьковчан известна площадь Восстания (хотя какого именно — не знают), меньшая их часть знает, что в прошлом, до 1923 года, площадь именовалась Конной и только единицы знают, что до 1930 года на ней располагалась Свято-Духовская церковь.
Церковь была построена в 1856 году «тщанием прихожан», в 1905 году храм расширили, достроили колокольню, для чего прихожанами было собрано 62 тысячи рублей, огромная по тем временам сумма.

Силами тех же прихожан были построены две школы, где учились их дети и дома для священников, которые и службу в этой церкви несли, и законоучителями для детей в школах были. При церкви было церковно-приходское попечительство, в число обязательных расходов церкви входили: духовно-учебные потребности, епархиальное женское училище и уездное мужское духовное училище, содержание хора и т.д.
В одном из домов, построенных для священников, жил протоиерей этой церкви Перцев Сергей Александрович, назначенный на эту должность в 1906 году. Родился он в 1866 году в городе Беловодске Старобельского уезда Харьковской губернии в семье священника, поэтому и логичным был его шаг при выборе своего будущего — учеба в Харьковской духовной семинарии; после окончания которой, начиная с 1888 года, он назначается священником в разные церкви губернии. Епархиальным начальством отмечался, как «поведения отличного», награждался не только церковными отличиями, но и государственными, царственными медалями. Со своей женой, матушкой Зинаидой, родили и воспитали трех дочерей и сына Алексея.
Но в 1917 году началась новая эпоха как для церкви, так и для тех, кто нес верой и правдой в народ духовность. В апреле 1921 года Сергей Перцев дает сведения для местной власти о состоянии церкви: капиталов при церкви нет, 6-ти комнатный дом, где жил сам протоиерей с семьей из 6 человек занимает не только его семья, а и делопроизводитель «Южфронтстроя», и сотрудник военно-инженерного учреждения; та же картина выглядит и с другими церковными строениями. Но это было только началом конца.
На протяжении 70 лет жители района были теми самыми прихожанами, которые её строили для своих духовных нужд, а вот в апреле 1921 года они пишут заявление в комиссию по проведению в жизнь законоположений об отделении церкви от государства и просят власть разрешить организовать общество православных христиан и зарегистрировать его. К заявлению прилагают устав, а если некоторые пункты его не устраивают власть, то пусть эта власть эти пункты исправит.
А власть идет дальше: в 1923 году на церковь накладывается штраф 300 рублей золотом, за не ремонт церкви, у которой, кстати, капиталов нет; в 1925 году договором между горсоветом и прихожанами последним дается в бессрочное и бесплатное пользование церковь, которая предками тех же прихожан и за их же деньги построена. В договоре имеется много интересных пунктов, например: «не допускать набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения против советской власти и вообще относительно пользования колокольнями мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям советов».
В 1929 году церковную землю частично надрезали и передали этот участок школе. И тем не менее всего этого было мало. В 1930 году храм «по просьбе трудящихся» закрыли, а вскоре и разобрали. Вот с того времени и образовался на площади пустырь «Ломать — не строить» — это поговорка о нашем пустыре. Сломали по наущению дьявола. Видать думали разрушим до основанья, а затем… Но позабыли слова Господа: «без Меня неможете творити ничего». Как-то не построилось того самого светлого будущего и зияет раной на теле города пустырь и свидетельствует о грехе отречения от Святого Духа.
Но что же произошло с последним священником Свято-Духовской церкви?
В документах архива за 1919 год сохранилось следственное дело Харьковского епархиального совета относительно жалобы недавно назначенного священника Свято-Духовской церкви на протоирея этой церкви Сергея Перцева вместе с перечнем претензий к исполнению им служебных обязанностей. Последнему пришлось давать объяснения епархиальному совету, который не только оправдал С. Перцева, а и закрыл дело. Главное в объяснениях Перцева и других священников, которых опрашивал совет, — Перцев всю жизнь добросовестно исполнял свой священнический долг, знал и уважал своих прихожан, и они отвечали ему тем же. Несмотря на неприятности, связанные со следствием, он называет поступок священника «ребяческой выходкой провинившегося ребенка», но и в то же время принципиально выступает против «свободы»: пьянства, курения, воровства и т.д. среди молодых священников.
Сергей Перцев по состоянию здоровья, по возрасту просил совет освободить или перевести его в другую церковь, но только в 1929 году он был уволен за штат.
В 1933 году Сергея Александровича административно выселяют за пределы Харькова (к сожалению, из документов не видно, где он пребывал в это время). На 1938 год Перцев жил в Харькове, недалеко от места своей последней службы, но он уже был обозначен органами власти, как «бесприходный поп». 6 мая 1938 года органами НКВД был арестован как «участник антисоветской террористической церковно-фашистской организации», ему в то время было 72 года. Но мужественный, принципиальный человек на допросах ни разу не подтвердил сфальсифицированное обвинение, не оговорил ни одного человека. Через три дня после ареста (за это время был только один допрос, одна очная ставка), то есть 9 мая 1938 года (в этот же день была очная ставка) особой тройкой УНКВД по Харьковской области Перцев Сергей Александрович был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу, а 5 июня 1938 года приговор был приведен в исполнение.
Только в 1958 году постановлением президиума Харьковского областного суда он был реабилитирован.
За два года до реабилитации, его дочь Нина в своем заявлении прокурору СССР несколько наивно, но, наверное, правильно пишет: «мой отец мученик, честный патриот советский, погиб за веру Христову, был уважаемым пролетариатом», а еще вернее — порядочным, духовным человеком, помянуть которого нужно и через 70 лет, чтобы не было мерзости запустения.
Заместитель начальника отдела Госархива Харьковской области Н.М.Харченко
P.S. Многие места на месте снесенных храмов в нашем городе уже застроены.
А здесь место свободно, может, уже пришло время подумать о возрождении на святом месте Свято-Духовской церкви.

 

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2009