Печать
Просмотров: 381

-098765434567654.jpgКогда въезжаем в Харьков по железной дороге с севера, почти на границе города слева путников, как чудо встречает, небесно-голубой храм Константина и Елены. Он дарит радость и настроение, выгодно выделяясь в современном урбанистическом пейзаже Сортировки. В народе его так и называют — храм на Сортировке.
(Ул. Котлова, 199)
Село малая Даниловка (нынешний район Харькова Сортировка) в начале 18 века принадлежало Харьковскому полковнику Ивану Григорьевичу Захаржевскому. В историко-статистическом описании Харьковской епархии архиепископа Филарета (Гумилевского) читаем: «В 1714 году полковник Иван Григорьевич Захаржевский писал: «В деревне моей Малой Даниловке, в которой я ныне в своем странствии ( по причине опустошения Водолаг) живу, из приуготовленного для хоромного строения лесу по Вашему архипастырскому благословению велено было заложить св. церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены».


Эта дата считается официальной датой возникновения поселка и возведения деревянного храма по инициативе и на средства Ивана Захаржевского. В действительности храм был, видимо, построен не позже 1720 года.
Вначале он, как и многие другие храмы этого времени, был очень беден убранством. Но уже в первом десятилетии его существования здесь была серебряная и позолоченная утварь, имелся набор церковных книг. Метрические и исповедальные книги имелись с 1776 года, а на колокольне висело пять колоколов, и самый большой — 19 пудов.
В начале 19 века храм сильно обветшал и требовал капитального ремонта. Помещица Лунина, владевшая этой землей в то время, провела ремонт, и храм простоял еще несколько десятков лет. В церковной ведомости за 1830 год записано: «Церковь возоблена в 1817 году тщением помещицы надворной советницы Настасии Луниной. Зданием деревянная с такой же колокольней. Крепка…»
В 1889 году священник храма отец Александр Толмачев решил заменить обветшавший деревянный храм новым — каменным. Денег в консистории не было, и отец Александр собрал нужную сумму среди жертвователей.
Храм был построен на месте прежнего деревянного по проекту епархиального архитектора В.Х. Немкина и освящен в 1898 году.
Творчество Немкина отмечено смелым сочетанием разных стилевых направлений.
Так и в Константино-Еле­нин­ском храме за основу взят древнерусский архитектурный стиль, многие мотивы позаимствованы из Смоленского храмового зодчества. Но главное, что ему удалось сделать, — это придать этому небольшому сказочно-нарядному храму особый уют.
Наступили безбожные времена, и не перестаешь удивляться, что на фоне тотального уничтожения святынь храм учелел. Большевики закрыли его в 1922 году. В храме (страшно подумать) располагалась конюшня. Во время оккупации немецкие солдаты устроили в храме ночлег. В 1945 году храм открыли и не закрывали даже в тяжелые для Церкви хрущевские времена.
Как и у каждого храма, у Константино-Еленинского есть свои традиции. Некоторые насчитывают 100 лет, некоторые исчисляются десятилетиями. Традиция проводить заздравные молебны продолжается еще из дореволюционных времен. Она возобновилась около 10 лет тому назад. На эти молебны приезжают верующие даже из отдаленных уголков Харьковской области, а потому пришлось основать еще одну традицию. Чтобы у верующих, приехавших на молебен издалека, хватило сил на обратную дорогу, их стали кормить при храме. Сейчас это — большие братские обеды, в которых участвуют и приехавшие на молебен издалека и прихожане храма.
При храме находят приют обез­доленные люди. Кто-то потерял семью, кто-то лишился жилья, кто-то пал духом под ударами жизненных обстоятельств. Здесь они получают духовную, психологическую, и материальную помощь. Они живут при храме, трудятся, воцерковляются, читают Псалтырь, молятся. Здесь им помогают вновь стать на ноги, обрести смысл жизни.
И еще одна традиция: в храме ни на час не закрывается дверь. Здесь всегда есть кто-то, кто может помочь, и молитва в храме не прекращается ни на минуту.
Трудами священника и прихожан при храме сформировалась крепкая община. Крепка она, прежде всего, общей молитвой и сов­местными делами. А дел хватает. Недавно был завершен сначала внешний, а затем и внутренний ремонт храма. Впервые за всю историю своего существования храм был оштукатурен. Капитальные работы по ремонту выполнены на средства Южной железной дороги, а все подготовительные — делали прихожане, что называется «всем миром». Общими усилиями благоустроено подворье.
В храме нет выдающихся святынь, но скромную икону Тихвинской Божьей Матери прихожане щедро украсили дарами в благодарность за полученную помощь.
Престольный праздник храма — память равноапостольных Константина и Елены — 3 июня.

 

Лариса Парафило

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2008