Печать
Просмотров: 399

98765487676.jpgОбщественная организация «Русь Триединая» уже не один раз, в частности на краеведческих чтениях предлагала начать работу по материальному увековечению памяти о разрушенных православных храмах. Будь то мемориальные доски или часовни.
Один из таких храмов –- церковь во имя святых жен мироносиц, разрушенная в марте 1930 года. Ныне на ее месте зеркальная струя и сквер Победы.
Новый Завет повествует о женах, которые не побоялись прийти ко гробу Господню и им суждено было первым увидеть Христово Воскресение.


«По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Соломона купили ароматы, чтобы идти -– помазать Его». Евангелие от Луки (24, 1)
«то были Магдалина Мария и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними…» Марка (16,1).
Православная Церковь чтит их память в третью седмицу после Пасхи.
Кто знает где находится «Зеркальная струя» с трудом поверит в то, что в Харькове свою долгую жизнь храм святых жен-мироносиц начинал «далеко за городом, в садах» по старой сумской дороге.
Улица Сумская (как и Московский проспект) несут на себе вехи развития города по времени и месту.
Рубеж 17 и 18 веков городская жизнь проходит у метро «исторический музей».
Рубеж 18 и 19 веков проходит по линии нынешнего парка Победа…
Сумская тех лет была не улицей а дорогой на Сумы, и Белгород.
Вдоль по улице Сумской,
Озаренные луной.
Лихачи летят стрелой…
Писал безымянный для нас поэт в газете «Харьковские губернские ведомости», готовясь к встрече Нового 1900 года.
Главной улицей города еще оставалось Екатеринославская. Время Сумской приближалось исподволь.
в конце 18 века по Сумской дороге за земляным валом, на недавнем кладбище была возведена церковь жен-мироносиц.
Автор проекта, точная дата постройки, и первоначальный облик здания нам неизвестен.
Отчасти помогает Филарет Гумилевский: «в 1701 году, -- сообщает он, - для Куряжского монастыря куплена книга на общие гроши сестер мироносиц жительниц города Харькова; так говорит надпись на книг. Как долго и в каком виде существовало это общество благочестивых женъ после 1701 года не известно. Одно несомненно, что живая память об этом обществе и падала мысль построить на кладбище храм в честь св. жен мироносиц».
Он не сопровождает свое сообщение указанием на источник. Не делает это и Н. Гусев (1902) в историко-справочном путеводителе по Харькову.
Повторение таких сведений с возможными ссылками на источники обнаружить не удается.
Первые конкретные свидетельства, но также без ссылок на источники, находим у того же Н. Гусева и протоиерея Н. Любарского. В 1783 году церковь была однокупольная каменная такой уже освященная, она изображена на плане города 1787 году.
Мироносицкая церковь, как ни одна другая в Харькове, испытывала постоянные перемены.
Перестраивали главное здание, изменяли местоположение прилегающих часовен, меняли ограду. В 1909 году планировали сооружение новой колокольни.
Была она во имя св. жен Мироносиц, затем во имя Тихвинской Божией Матери позднее во имя Воздвижения Честного и животворящего Креста Господня, но в находном обиходе и публицистике неизменной оставалась Мироносицкой.
Первоначально была кладбищенская. После упразднения кладбища становится приходской. Как приходская включает в себя обширную часть города: учебные заведения (училища, гимназии, институты, университеты), различные учреждения.
Привлекает горожан и как место отдыха. «В прежние времена, -- читаем в «Харьковских губернских ведомостях». (9 апреля 1909 г.) –- лет 15-20 тому назадъ, на обширной площади справа от этого храма, где ныне расположена самый большой в городе сквер, устраивались народные гулянья; качели, карусели, кукольные театры… пасхальные святки».
Известна церковь и как место чудесного исцеления. В одной из часовен совершалось пред образом святителя Николая совершались молебные пения; особенно после того, когда по молитве перед этим образом N, полное выздоровление получила его жена, которую врачи приговорили к смерти и отказались ее лечить. В память этого N соорудил на этот образ сребро-позолоченную ризу.
Церковь, -- сообщает протоиерей Н. Любарский, -- не отличается ни внешним своим величием, ни красотою, ни оригинальностью архитектуры. Но не красна изба углами…
Привлекает она внимание своим расположением, своей известностью, церковными и художественными ценностями. Среди них евангелия московской печати. 18 век, богатое убранство. Старинные иконы, сребропозолоченные чаши, колокола. Из восьми главных весом 234 пуда 8 фунтов и самый древний, московского лития 1783 года.

33252bb.jpgВсе эти ценности, погибли или разграблены. Но не гаснет надежда, узнавать о их месторасположении. Может быть в этом помогут наши читатели.
«Рубайте гострим пером, як лезом шаблюки».
Такой призыв выбросила на свои полосы в марте 1930 г газеты «харьковский пролетарий» (с 14 марта 1930 года по указанию советской власти проводившей в те годы тотальную украинизацию перешла на украинский язык).
Режущее и колющее оружие было предназначено разоблачать и клеймить «попов» и украинских националистов не признающих власть советов из «СВУ» (союз визволення Украины). Союз действительный или придуманный, но так или иначе введенный в обиход пропаганды.
Повод нашли. Как раз к этому времени приспел призыв Пия 11, Папы римского к крестовому походу против большевиков.
В эти же дни в городе -– тогда в столице Украины –- идет разрекламированный процесс по делу СВУ.
Газеты заполняют крикливые аншлаги, заметки, статьи, репортажи. На поверхности они бичуют католицизм и национализм, но косвенно направлены против православного духовенства.
Дело не ограничилось газетными призывами, людей вывели на улицы и площади города. Великим могутнім потоком вирушили демонстранти на вулиці столиці УССР, щоб влитися в те людське море, на яке скидався вчора майдан Тевелєва... (200 тисяч?) трудящих Харкова влаштували велику демонстрацію проти церковників, проти хресного ходу...”
странными выглядят сегодня иные из лозунгов и призывов:
- «мы против религии, за индустриализацию СССР»
- «наша пролетарська відповідь на наступ церковників з папою на чолі є утворення фонду на побудову нових літаків... »
в таких условиях разрушенные церкви, даже в форме варварских взрывов, не вызвали, судя по газетам, ни осуждения, ни возмущения. Народ безмолвствовал он был задавлен и бытовыми вопросами.
По «заборным книжкам» выделялось 15 кг картофеля на человека (периодичность в газетном извещении не указаны).
Трудно установить был ли тогда картофель в свободной продаже.
А вот сливочное масло, пусть и в дефиците в сводной продаже, видать, было. Во всяком случае газеты с негодованием сообщают как «сиритні ділки» продают масло, подмешивая в него картофель или замазку.
Много ли могли сделать одураченные, запуганные красным террором, придавленные бытом горожане?
Бахчичураевский фонтан
Все разумное действительно, поучал Гегель, все действительное разумно…
было время, сооружали соборы. Это было разумно, а потому становилось действительным.
Пришло время. Церкви разрушали, использовали под бытовые нужды (склад, клуб). Это была действительность и она казалась разумной. Церковь св. жен-мироносиц взорвали в марте 1930 года. Взрыв приурочили к подрыву льда на харьковских реках. (тогда еще был ледоход!)
7 марта 1930 года газета «Харьковский пролетарий» (тогда еще на русском языке) публикует фоторепродукцию. Забор из вертикально и неровно сколоченных кольев, скрывает церковное здание, оставляя взору верхушку. Еще более красноречивее подпись: «начались подготовительные работы к сносу мироносицкой церкви. На этом участке начнется постройка театра госоперы».
Сооружение, или лучше сказать возня вокруг сооружения, это забытая страница нашей истории. Напоминает о ней разве что только имя Веснина на карте города. Кстати сказать, малопонятное. Улица носит имя Веснина. Правильнее было бы, братьев Весниных, которые театр проектировали.
Церковь была обречена еще до ее разрушения. На ее месте действительно планировали нечто гранзиозное поражающее воображение.
Был объявлен международный конкурс на проект театра. Присланы 144 проекта, из них 100 зарубежных. Победил проект братьев Весниных. По этому проекту театр получал соответственно духу времени название театра музыкального массового действия. Ему предназначалось быть удобным для спектакля, цирка, съездов, спортивных состязаний.
Предусмотрен непосредственный контакт артиста и зрителя. В зрительном зале не было места для престижных лож и галерки -– все одинаковы.
Зрительный зал спланирован на 6000 мест! Сцена планировалась с открытыми выходами на прилегающие улицы, то есть с них через сцену по ходу действия могли проходить машины, танки, конницы, шествия…
Трудно сказать, что конкретно, на внешнем плане воспрепятствовало сооружению архитектурного монстра: закулисные или открытые интриги, невозможность воплощения проекта в жизнь или перенос столицы в Киев, но ясно одно Бог не попустил.
К постройке театра так и не приступили и спустя ряд лет на этом месте открыли первое в городе троллейбусное депо. А уже после войны возвели вначале осмеянную «бахчичураевскую струю», а ныне признанную и поднятую на уровень символа города Зеркальную струю.
Ныне пришло время возрождать потерянное, оживлять память о нем. Это разумно, а следовательно действительно.
Можно переключить неинтересную программу ТВ, не читать малоинтересную книгу, но архитектура, пожалуй единственный из видов искусств, от которого нельзя отмахнуться. Человек попросту помещен в архитектурную среду.
В этой связи воспитание и передача исторической памяти может лечь на малые архитектурные формы. В частности, можно (выяснив точную привязку) установить памятные знаки на местах снесенных храмов.
Мало кому известно, что на месте «Зеркальной струи» когда-то находился храм «Святых Жен Мироносиц». Улица Мироносицкая происходит от названия храма. Считается, что место снесенного храма охраняет ангел-хранитель в честь которого освящен престол. В том, что молодые жены по традиции приезжают на «Зеркальную струю» есть скрытый смысл-символ, ведь жены-мироносицы шли оплакивать Христа и первые увидели Воскресение.
Таким образом, данное место является не просто красивой достопримечательностью города, но живоносным источником, который оказывает духовное воздействие на город.
Нам нужно лишь проявить скрытый смысл, подчеркнуть чистоту зеркальной струи, в напоминание того, как некогда чистыми слезами оплакивали жены мироносицы Христа. Это может оказать благотворное влияние на город.
Такое обращение от ХООО «Русь Триединая» поступило к духовным и светским властям города. Высокопреосвященнейший Владыка Никодим идею благословил.
А секретарь епархии отец Михаил (Кит) в беседе с председателем ХООО «Русь Триединая» заметил, -- кто знает, Богу все возможно, может еще и храм возродится.
И действительно светские власти в лице мэра города пошли еще дальше, поставив вопрос о строительстве храма.

87654.jpgМы же обратились к близким по духу архитекторам, в ООО «Аркстоун» которые бескорыстно подготовили предпроектное предложение памятного знака.
Нам видится, что на начальных этапах воплощения общественно-значимых идей, важно не прибегать к платным услугам по их реализации, ведь тогда соль потеряет силу, и небо не приблизится. Важно чтоб произошло воскресение памяти и вместе с тем веры в то, что услышали жены-мироносицы от мужа в одеждах блистающих –- «что вы ищете живого между мертвыми: его нет здесь он воскрес…»

 

Семен Авербух
Сергей Моисеев

Архив газеты "Тайны  века", Харьков, 2007