Печать
Просмотров: 447

unnamed876543.jpg«Храм, — читаем в «Настоятельной книге священнослужителя» — (это) преображенный мир грядущего Царствия Божия… Церковь есть земное небо, в котором живет и пребывает преднебесный Бог… Посредством архитектуры храма, созданного человеческими руками, церковь возводит нас к созерцанию вещей не только невидимых, но и не поддающихся никакому прямому выражению».
«Важнейшая особенность православного храма, — читаем в справочнике, изданном Московской Патриархией в 1980 г.  – состоит в том, что он никогда не создавался по побуждениям внешним, чисто эстетическим. Высокое назначение храма, его духовность, выраженные в богослужениях, святых таинствах, обрядах, в священных предметах, — вот что определяло во все времена его внешний вид и содержание».


ХРАМ ОПУСКАЕТСЯ С НЕБЕС
Неписанная традиция рекомендовала сооружать храм на возвышенном месте. Храм должен естественно вписываться в окружающий ландшафт, доминировать над округой. Нельзя представить Париж без Нотр-Дама (хотя его и потеснила Эйфелева башня). Лондон без Вестминстера, Санкт-Петербург без Исаакия, а наш Харьков без колокольни Успенского собора (хотя не ее сделали символом города на открытках).
Верно подметил О.Гончар в скандальном в свое время романе «Собор»: «…коли ті, далекі, прийдешні, винирнувши з глубин всесвіту... наблизяться до нашої планеті, перше, що їх здивує, будуть...собори».
Также традиция приписывала сооружать новый храм на месте былого, уже несуществующего. Рискнем предположить: место для сооружения первых храмов Харькова избрано не произвольно… церкви, стоявшие над подземными храмами, могли быть поставлены на месте древних христианских культовых сооружений. Ныне строят много и повсеместно, видимо, традиция забыта.
Исключением были кладбищенские церкви. В Харькове XVII-XVIII в.в. специальных кладбищ не было. Хоронили в церковной ограде или близ нее. Такие церкви, равно как и построенные на месте кладбищ, получали обозначение кладбищенских.
Кладбищенской назвали и wерковь Eсекновения главы Иоанна Предтечи. Улица Артема, на которой она находится, некогда именовалась Кладбищенской после Епархиальной.
Первые харьковские храмы формировались под двойным влиянием. Переселенцы-черкасы несли привычный им облик храма и убранства.
Московская епархия, куда первоначально входил Харьков, привносила свое влияние. Прежде всего, щедрыми дарами, затем привнесением Владимиро-Суздальского, затем русско-византийского стиля.
В грамоте от 9 февраля 1641 года царь Алексей Михайлович сообщил: «По нашему указу послано на Чугуево в Соборную церковь Преображения Господня, да в придел Ангела нашего Михаила Малеина книг печатных… » (следует перечень).
В грамоте от 28 января 1644 года царь сообщал, что в Чугуев послан вестовой колокол весом в 22 пуда.
Также повелением царя «основан и устроен» в г. Чугуеве Успенский монастырь (1660 г.).
Щедрый дар получил от Петра Великого Соборный храм в Балаклее. Среди даров колокол весом 10 пудов.
Драгоценные фамильные реликвии переходили по наследству в храмы нашего края. И от московских служилых людей.
«Таким образом, — подводит итог протоиерей П.Фомин (1916 г.) — московское церковное строительство было весьма значительным».
Одним из выражений признательности Москве служит памятник «Тысячелетие Руси», установленный близ церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.
НА ПОЛЕ ПОЛОВЕЦКОМ
О первых христианских храмах на Слобожанщине нет прямых — ни архелогических, ни документальных свидетельств. Есть косвенные…
В пору христианизации Руси, половцы (кипчаки) — тогдашние обитатели нынешней Слобожанщины — были не только врагами, но и союзниками: торговля, брачные союзы, переход отдельных групп половцев на русскую службу. Это был один из путей прихода христианства к половцам — христианином был половчанин Овлур, союзник князя Игоря в дни его половецкого плена.
Когда Владимир Мономах подошел ко граду Шаруканю (предположительно на месте нынешнего Харькова, Чугуева или Змиева), он выслал вперед представителей духовенства (случайно ли?): «…попы своя, едучи пред полком, пети тропари кондакы, хреста честнага и канун святой Богородицы». Жители города вместо сопротивления, приветливо встречали русских, и, «… вынесоша рыбы и вино», пустили воинов на ночлег(1111 год).
В поле половецком нередко хаживали христианские миссионеры.
Почти во всех исследованиях о Харькове, — сообщает прот. П. Фомин (1916г.) — упоминается о замечательной находке христианского памятника…
«В конце июля 1869 года при планировке земли под Харьковский вокзал… на глубине одной сажени в затверделом суглинке найдено барельефное головное изображение, вырезанное на плоской глыбе самородного гипса, не обеспеченное с задней стороны… высечен лик, украшенный сиянием…»
По мнению Борисяк (труды 3 Археологического съезда в России, Киев, 1878, т. 2, прилож, стр. 205-07, цит. По Фомину), изваяние представляет собой изображение Спаса Нерукотворного.
В конечном счете П. Фомин приходит к выводу о принадлежности памятника христианам наших мест в домонгольское время.
Безвестными остались для нас и создатели первых христианских храмов в Харькове начальные годы его существования.
На это указывали харьковские церковные писатели, в частности, Редин, Фомин. С их слов, интерес к церковной старине пробудил, в городе после 12 Археологического съезда в Харькове. Но к тому времени многое было утеряно, забыто.
АРХИТЕКТОРЫ — БРАТЬЯ ТОН
Константин Андреевич Тон (1794-1881 г. г.). Один из родоначальников (иногда упомянут как родоначальник) русско-византийского направления в русской, преимущественно церковной, архитектуре. По заданию Синода составил Атлас проектов и образцов церковного строительства. Атлас получил высокую оценку императора: «…при составлении проектов на построение православных церквей преимущественно и по возможности сохранять вкус древнего византийского зодчества, для чего могут быть принимаемы в соображение чертежи Тона».
Оценки деятельности К. Тона неоднозначны. От одобрения. Он первый отвернулся от слепого подражания западно-европейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины. «…церкви Константина Тона суть олицетворенная и восстановленная национальность».
По другим оценкам, проекты К. Тона — «это эклектика, отражение псевдовизантийского стиля».
Но во всяком случае, даже сегодня без упоминания К.Тона не обходится ни один справочник, энциклопедия по архитектуре. И это лучшее выражение признания.
Идеи К. Тона воспринял его брат Андрей Тон (1800-1858). В Харькове в 1829 году он окончил Академию художеств со званием классного художника архитектуры. В 1842 г. получил звание академика. Читал лекции в университете, безвозмездно занимал должность архитектора в институте благородных девиц. С 1843 года первый городской архитектор Харькова.
По его проекту построен драматический театр на Сумской,9 (позднее перестроен). Завершен проект сооружения колокольни Успенского собора.
Энергично — оценка Д. И. Багалея — работал над сооружением университетской церкви, участвовал в ремонте старинной (1610 г.) церкви Преображения в Котельве (ныне Полтавская область).
По его проекту в 1854 году построена церковь усекновения главы Иоанна Предтечи.
ГЛАС ВОПИЮЩЕГО
Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой.
Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2).
Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...»
Получив откровение об Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).
В честь Иоанна Крестителя установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

 

Семен Авербух

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2007