Печать
Просмотров: 446

fb_Kuznecoff11.jpgВ этом году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося промышленника и мецената конца ХIХ, начала ХХ века Матвея Сидоровича Кузнецова (2.08.1847 — 8.02.1911).
Династия фарфоропромышленников Кузнецовых по своей конфессиональной ориентации принадлежала к русскому старообрядчеству белокриницкого согласия.
Никоновские реформы 1666 г. привели к расколу в русской православной церкви, «внесли сумятицу в умы и ожесточение». Более двух с половиной столетий старообрядцы испытывали на себе репрессивные меры. Петр I считал, что старообрядцы «мешают реформировать общественную жизнь на европейский манер». Но именно при нем разрешено жить в городах и селениях, торговать, хотя их облагали массой дополнительных штрафов и налогов, а «незаписных» староверов могли сослать на каторгу.


Екатерина II, как и Петр I, пыталась использовать хозяйственную деловитость староверов в интересах государства. В 1773 г. издается закон о терпимости всех вероисповеданий. Однако краткие послабления при Екатерине II и Александре I сменились настоящими гонениями. Особой жестокости они достигли при Николае I. От постановлений правительство перешло к мерам ущемления прав раскольников и открытым репрессиям. В ХIХ веке уничтожались скиты, молельни, в тюрьмах сидели старообрядческие епископы, в запечатанных храмах гнили бесценные старинные иконы.
Жизнь старообрядцев была незаметной внешне. Молельни, богатые изнутри, снаружи должны быть скромными. Во всех собственных домах М.С.Кузнецова при фабриках были такие молельни. Но старообрядцам было запрещено иметь собственное имущество, объединяться в общины, строить храмы, проводить собрания, иметь центральную власть, издавать книги, журналы или газеты. Их ущемляли в гражданских правах и свободах. Раскольники не могли занимать общественные должности, их нельзя было награждать знаками отличия и почетными титулами, пребывание в гильдействе могло быть только временным.
Стать купцом было неимоверно сложно, поэтому старообрядцы, занимавшиеся промыслами и торговлей, были существенно ущемлены в своей предпринимательской деятельности.
Годы гонений сплотили старообрядцев, превратив их в особый слой русского общества со своей особой духовной и материальной культурой. Им были свойственны такие черты, как предприимчивость, здравомыслие, терпеливость, трезвость. Не случайно именно старообрядчество дало России крупных промышленников, банкиров и общественных деятелей. Наступило время, когда правительство «уже не могло не считаться с крупной торгово-финансовой группой в лице миллионеров и откупщиков-старообрядцев, требовавших по мере укрепления своего положения в обществе и материального могущества отмены ограничений в гражданских правах и свободах. Благодаря сложившимся деловым связям, а также широкой деятельности в интересах государственной экономики старообрядцы-предприниматели уже были способны оказывать влияние на правительство.
В декабре 1900 г. состоялся съезд старообрядцев, на котором составили прошение царю об избавлении «их от новых стеснений и жестоких лишений, подписанное пятьюстами старообрядцами. Николай II через Министерство внутренних дел ответил, что «не желает старообрядцам никаких стеснений». Положение староверов стало улучшаться.
1905 г. был началом новой эпохи в жизни старообрядчества. 17 апреля в день Воскресения Христова царское правительство обнародовало Манифест о веротерпимости. Накануне были торжественно распечатаны алтари часовен Рогожского кладбища, которое имело большое значение в жизни москвичей-старообрядцев ( По секретным правительственным данным, в ХIХ в., старообрядцев, называемых тогда староверами, в Москве и Московской губернии насчитывалось 186 тыс. человек. Из них подавляющее большинство — почти 2/3 составляли поповцы, или «старообрядцы, приемлющие священство». В самой Москве их было 120 тыс. человек). Они и были прихожанами общины при Рогожском кладбище. Располагалось оно за чертой города, по дороге из Рогожской заставы в Богородск, бывшее село Рогожь, отсюда произошло и название кладбища. Большинство староверов предпочитало селиться в районе Таганской и Рогожской слободы. Отец Матвея Сидоровича, Сидор Терентьевич Кузнецов имел дом в первом квартале Рогожской части, а сам Матвей Сидорович первый свой дом имел на Таганке в Пустой улице.
Рогожский центр старообрядчества стал формироваться в 1770-х годах. В 1771 г. вся Москва в течение нескольких месяцев была охвачена страшной эпидемией чумы, которая унесла тысячи человеческих жизней. Все кладбища в черте города были закрыты из-за карантина. Запретили въезд и выезд из Москвы, прекратилась доставка продуктов в город. Начался голод. Старообрядцы получили разрешение от графа Григория Орлова, командированного Екатериной II в Москву для организации борьбы с чумой, устроить свои собственные кладбища и карантин. Забота о больных и умирающих привлекали к староверам новых сторонников. Так возник один из двух центров московского старообрядчества — Рогожский, получивший название «кладбища».
Прихожане общины Рогожского кладбища, среди которых было много богатейших купцов, не жалели средств и сил на украшение своих часовен. Все молитвенные здания не были освящены, так как старообрядцы не имели тогда своего архиерея. Поэтому храмы использовались как часовни. Для проведения богослужений не хватало священнослужителей, и старообрядцы нередко прибегали к переманиванию беглых священников из господствующей церкви. Полиция строго следила за тем, чтобы после смерти старых, «дозволенных» попов, раскольники не принимали новых. Для совершения церковных обрядов крещения, исповеди старообрядцы из отдаленных мест страны вынуждены были ехать сюда, на Рогожское кладбище.
В 1846 г. произошло важнейшее событие в истории старообрядцев поповского согласия: у них появился собственный архиерей, и была создана Белокриницкая или австрийская старообрядческая иерархия. Белая Криница — это русское село на Буковине (в прошлом Австро-Венгрия, ныне Черновицкая область), основанное старообрядцами, бежавшими из России. Убегая от религиозных гонений на родине, они выхлопотали себе жительство в Австрийской Империи. 9 октября 1783 г. император Иосиф II вручил депутации дунайских старообрядцев собственноручно подписанную грамоту о разрешении селиться в Австрии и свободно отправлять религиозные обряды.
Внутри страны притеснения продолжались. В 1854 г. Рогожское кладбище лишилось последнего из «дозволенных» священников, а в 1856 г. были запечатаны алтари рогожских часовен. До 1905 г. ни один человек не мог войти внутрь. За это время истлели священные облачения, от сырости повредилась стенная живопись, безвозвратно погибли древние иконы.
Кузнецовы были приписаны к Рогожскому кладбищу. Записи в церковных книгах кладбища отражают моменты рождения и крещения, бракосочетания и смерти членов этой фамилии. Рогожское кладбище было связано и с большой общественной и благотворительной деятельностью Кузнецовых.
Из числа прихожан общины Рогожского кладбища избирали выборных во главе со старшиной и товарищем старшины. Ими стали Матвей Сидорович Кузнецов и Арсений Иванович Морозов. В состав выборных входили и сыновья Матвея Сидоровича: Николай, Сергей и Александр. Всеми делами общины ведал совет и попечители.
20 апреля 1908 г. в торжественной обстановке состоялась закладка громадной колокольни с храмом в честь Воскресения Христова и в память открытия старообрядческих алтарей по проекту Ф.И.Горностаева и З.И.Иванова. Промышленниками М.С.Кузнецовым, И.П.Трегубовым, Г.К.Рахмановым и др. были принесены в дар пятиярусный иконостас, древние иконы ХV-ХVII веков и старинные врата. Рябушинский, выступая по этому случаю, отметил как достижения в работе: сооружение громадной колокольни, школы для детей, постоянную выдачу пособий, предоставление приюта переселенцам-старообрядцам, а также оказание целого ряда услуг в благотворительных учреждениях Рогожской общины. Подчеркнул, что Рогожское кладбище по-прежнему является центром старообрядческого мира. И в этом была заслуга деятелей общины и, несомненно, председателя ее совета Матвея Сидоровича, вновь избранного на этот пост, его сыновей, бывших и попечителями, и членами совета и вполне заслуженно пользовавшихся уважением.
Благотворительность была свойственна старообрядцам. На годичном собрании совета Рогожской общины, подводя итоги прошедшего 1909 года, Матвей Сидорович посетовал, что Воскресенская колокольня выполнена вчерне, а денег на ее завершение нет. Члены общины на его слова откликнулись моментально, и необходимые деньги были собраны.
Манифест 17 апреля 1905 г. возбудил в старообрядчестве надежду на свободу исповеди, защиту религиозных убеждений, дал возможность проявиться глубоким религиозным чувствам и общественной активности. Строились храмы, организовывались новые приходы, создавались старообрядческие общины. За короткое время их стало более тысячи. Многие именитые старообрядцы имели собственные молельни в своих домах. У Кузнецовых при фабриках также создавались общины и строились церкви, не говоря уже о молельнях. На фаянсовой фабрике в Будах, основанной в 1887 г., для своих единоверцев, православных христиан-старообрядцев, в здании конторы и в квартире управляющего была построена молельная с выносной, на высоких столбах, деревянной колокольней. Zavod_Kyznecovyh_g_Riga.jpgНадо сказать, что М.С.Кузнецов начал свою деятельность на Слобожанщине еще 24-летним юношей, когда взял в аренду фабрику белгородского купца И.И.Никитина в селе Байрак под Люботином. Для быстрого освоения новых объектов Матвей Сидорович просил специалистов и квалифицированных рабочих с действующих своих заводов переселиться в новые места. И началась добровольная миграция из родных мест: Санкт-Петербурга, Москвы, Подмосковья, Твери, Риги на Слобожанщину, в глухой хутор Байрак, а затем в село Буды. Мигрировали прежде всех старообрядцы по призыву своего единоверца. Вера в Бога, вера в слово хозяина и в благородство его дела не останавливала их ни перед какими трудностями. Так писал об этих годах ныне покойный Виктор Афанасьевич Иванов, представитель династии фаянсовщиков-работников фабрики в Будах.
В 1902 г. в селе по проекту главного епархиального архитектора В.Х.Немкина в память «Священного коронования Их Императорских Величеств» была построена красавица-церковь Св. Николая Чудотворца на средства «Товарищества М.С.Кузнецова», при участии служащих и рабочих фаянсовой фабрики. В храме был потрясающей красоты майоликовый иконостас, изготовленный на Тверской фабрике. Престол в церкви был один — в честь святителя и чудотворца Николая, престольные праздники совершались в декабре и в мае. Практически все сельское население было прихожанами Екатерининской церкви в селе Комаровка. Староста — мещанин города Дмитров Московской губернии Василий Иванович Клятов.
Хоронили старообрядцев в Будах на отдельном участке местного кладбища. Автор полагает, что именно здесь была похоронена супруга директора Будянской фабрики Александра Матвеевича Кузнецова добрейшая Анна Макарована Кузнецова. Сейчас на этом месте стоят достроенные корпуса кузнецовского кирпичного завода.
Последним для Матвея Сидоровича з867890.jpgаседанием общины стало собрание, состоявшееся 4 февраля 1911 г. в правлении «Товарищества М.С.Кузнецова». На следующем заседании 10 февраля, прошедшем там же, П.П.Рябушинский сообщил о смерти председателя совета М.С.Кузнецова и предложил почтить его память молитвою. Все помолились об упокоении души почившего, положив обычных 15 поклонов. На следующий день, 11 февраля, на три часа дня была назначена панихида у гроба почившего, которую должен был совершать от имени старообрядческой общины архиепископ Иоанн с притчом храмов общины. В тот же день для увековечивания памяти М.С.Кузнецова была открыта подписка на именную стипендию для призреваемых. Собрание выразило членам семьи почившего председателя совета общины глубокое соболезнование. Старший представитель семьи Кузнецовых — Николай Матвеевич от имени всей семьи принял с благодарностью выраженные соболезнования и просил членов совета общины проводить в день погребения их дорогого родителя и помянуть его по христианскому обычаю.
Сорокодневный день памяти М.С.Кузнецова, как сообщил корреспондент журнала «Церковь», был отмечен в субботу 19 марта в новоустроенном зимнем храме в Одессе. Местом поминания не случайно стала Одесса, там планировалось освящение нового храма. До него была лишь молельня-часовенька.
Члены совета общины и прихожане внесли 3295 рублей на учреждение стипендии имени председателя совета общины М.С.Кузнецова, по 2 тыс. руб. пожертвовали М.Ф. и Ф.Е.Морозовы. Тогда же была учреждена еще одна именная стипендия. 24 сентября 1911 г. было получено высочайшее соизволение от Императора на учреждение одной стипендии имени коммерции советника М.С.Кузнецова в Московском Коммерческом институте для детей служащих и рабочих. Таким способом знавшие и высоко чтившие Матвея Сидоровича хотели увековечить память о нем.
Кузнецовы были постоянными жертвователями. Еще в 1898 г. М.С.Кузнецов был Высочайше пожалован орденом св. Анны 2-й степени по представлению Владикавказского архиерея за Ессентукский иконостас, выполненный на Тверской фабрике и принесенннный в дар. Для старообрядческой общины в Харькове в храм во имя Успения Пресвятой Богородицы по улице Ярославской, 28, был изготовлен и подарен майоликовый иконостас «редкостной красоты». В протоколе собрания правления «Товарищества М.С.Кузнецова» оговаривалась стоимость его изготовления — «до 10 тыс. руб., кроме киотов». В августе 1914 г. по этому случаю Кузнецовы получили благодарственный адрес: «Глубокоуважаемый Александр Матвеевич! Мы, харьковские старообрядцы, выражаем Вам и Вашим братьям Николаю Матвеевичу, Сергею Матвеевичу, Георгию Матвеевичу и Михаилу Матвеевичу нашу искреннюю признательность за ваш щедрый дар, за эту церковную красоту, за то внешнее благолепие, которое вы придали храму... Теперь харьковская старообрядческая община вновь осчастливлена вашим неоценимым даром. Ваш художественный иконостас вечно будет ласкать взор молящихся своей величавой красотой... Спаси Вас Христос!» Храм был построен в 1914 г. по проекту архитектора Б.Н.Корниенко (теперь центральный молельный дом баптистов-евангелистов).
Иконостасы, сделанные на фабрике «Товарищества М.С.Кузнецова» были поставлены также в селе Мурафа Богодуховского уезда (1900 г.) и в селе Буды Харьковского уезда (1902 г.).
На рубеже столетий, когда атеистическая пропаганда размывала общественные устои, подготавливая в умах и душах почву для революционных брожений, религиозность Кузнецовых, как и религиозность других предпринимателей, находилась в тесной связи с отношением к собственному труду и богатству. Староверы благодаря своему общинному духу, крепким семейным устоям и традициям, были менее подвержены соблазнам века. Свою деятельность они воспринимали как выполнение миссии, возложенной Богом и судьбой, а благотворительность была ее неотъемлемой частью. И плоды их трудов не пропали даром, являя нам высокий пример созидательного служения.

 

Татьяна Безрукова, руководитель клуба «Краевед» Харьковского районного Центра детского и юношеского творчества

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2007