Печать
Просмотров: 2345

guui.jpg

Ни одно историческое событие не проклинают украинские ниционалисты столь усердно, как состоявшуюся 18 января 1654 года Переяславскую раду.
Заключила-де «незалежна козацька держава» Украина союза с Россией, а та договор нарушила и «незалежність» отобрала.
Что же произошло в действительности в Переяславе? Что это принесло Украйне и была ли альтернатива? Прежде всего заметим: юридически территория нынешней Украины не была тогда «незалежной» и «суверенной» ни дня. Не было и государства с таким названием. А было Войско Запорожское реестровое, служившее до упомянутой даты королю польскому, а с нее — царю всея Руси. Присягнув ему на верность вместе с представителями всех сословий (что и составляло -- войсковую «черную» Раду), казаки тем самым признали Алексея Михайловича Романова своим самодержцем. На требование же Богдана присягнуть в том, что царь не покинет малороссию, посол Бутурлин ответил: «Царь подданным не присягает. Присягают подданные царю».

Лишь затем гетман составил челобитную с просьбой утвердить за Малороссией автономные права. Царь одобрил почти все пункты. Это и были «Переяславские статьи». Самодержец, таким образом, даровал украинским казакам ту же автономию, что и донским или яицким. И мог ее в дальнейшем расширить, сузить или вовсе отменить. Переяслав не был для Хмельницкого «равноправным», временным или неискренним союзом. Уже в 1648 г., после Корсунской битвы он послал в Москву письмо с просьбой о воссоединении. В Кремле, однако, вовсе не рвались воевать с сильной тогда Польшей ради взбунтовавшихся холопов. Своих «крамольников» хватало в то «бунтарное» время. Но, пока думные бояре чесали бороды, заработала «народная дипломатия». Русские люди везли на Украину продовольствие и боеприпасы. Под Берестечком в 1651 г. рядом с казаками войска запорожского сражались донские казаки и стрельцы. Без малого семь лет Богдан Хмельницкий просил Россию о помощи и наконец, в 1653 г. — Земский собор — постановил: принять Малороссию под руку Москвы. Это после того, как Богдан пригрозил: если мы вам не нужны — пойдем под султана. Воссоединение, таким образом, было свободной и демократически выраженной волей двух народов. И никакой оборотень с булавой не имел юридического или морального права его расторгнуть.
Зачем же Хмельницкий с таким усердием вел Малороссию в самодержавно-крепостническую Россию? Почему не боролся за Украину, независимую ни от кого? Потому что был великим политиком-полководцем, а не сумасшедшим. И хорошо знал цену своему храброму, но плохо вооруженному и дисциплинированному войску. Оно даже в союзе с татарами могло только с переменным успехом воевать с одной лишь Польшей. Громкие победы чередовались с тяжелыми поражениями. Малороссия в 1648-1653гг. напоминала игорный дом, где разыгрывалась судьба южнорусского народа. И главные козыри в этой игре были у крымского хана. Захочет ли гетман подписывает самый невыгодный мир. Стоило хану под Берестечком арестовать Богдана и увести в орду — и казаки стали отступать, а крестьяне — ополченцы в панике бросались бежать, во множестве перетопив и передавив друг друга в болоте.
Крестьяне вступили в войну с одной целью – сбросить панское ярмо и жить свободно. Когда восстание не оправдало этих надежд, многие крестьяне отреклись от него. Многие вообще проголосовали за Россию ногами, стали уходить из беспокойного Правобережья за Днепр, на Слобожанщину, на земли, принадлежавшие тогда Московскому государству. Тогда были основаны многие поселки и города, в том числе и Харьков.
Почему же объединяться нужно было именно с Россией? «У нас одна вера», — объяснял Богдан в Переяславе, и народ это убедило. Действительно, по языку, культуре, религии, южнорусскому народу ближе всего был русский народ. Он, по крайней мере, не смотрел на малороссиян, как на «быдло», «схизматов», «неверных», годных лишь в крепостные или рабы. Кстати, тогда «Русью» и даже «Россией» часто называли нынешнюю Украину, а «украинами» — окраинные области России (например, Кольский полуостров).
Была ли альтернатива воссоединению? Это показала «Руина» страшный «эксперимент», поставленный казачьей элитой после смерти Богдана. Левобережная старшина сохранила верность России, а правобережная принялась продавать Украину то королю, то султану. В итоге, Правобережное почти обезлюдило, и в конце концов досталась Польше, которая вовсе ликвидировала у себя казачество. Да, но и в России Украины были лишены автономии и запрещены (правда, гораздо позже). А это уже заслуга не так Москвы, как украинской старшины, жаждавшей сделаться российскими дворянами-крепостниками. Донские «домовитые» предали Разина и Пугачева, но хотя бы сохранили Войско Донское. А их малороссийские собратья не успокоились, пока не похоронили все казачьи вольности. Россия же, по крайней мере, приравняла еще не закрепощенных малороссийских казаков к государственным крестьянам, а вечно бунтовавшим запорожцам разрешила поселиться на Кубани и сохранить им казачью автономию. Вообще, в Российской империи казачьи войска, как правило, не только не ликвидировались, но создавались новые (еще в 1860-х годах).
Борьба, начатая 365 лет назад в Переяславе, продолжается и ныне. Наследниками Богдана и его соратников выступают поборники объединения разделенного южнорусского и великорусского народов. (Кремль же, как и тогда, относится к этому святому делу весьма прохладно). А традиции выговских, мазеп и прочих панов унаследовал современный украинский гетьманат. Им все равно, тащить ли «неньку» в качестве залога под Вашингтон, Берлин или Варшаву. Лишь бы поудобнее усесться на шее у пока еще терпящего их народа.
В двухтысячных соцопросы проводимые на Украине показывали, что жители из исторических деятелей наиболее позитивно относились к Богдану Хмельницкому. За эти годы каток украинской пропаганды сделал свое дело и все же конъюнктурные политические течения неспособны в корне повлиять на глубинные представления простых граждан.
Память о вожде южнорусского народа Богдане Хмельницком еще оживет!
Чтобы с наибольшей ясностью передать атмосферу Переяславской Рады приведем речь гетмана Богдана Xмельницкого произнесенную перед собравшимся народом:
- Паны полковники, есаулы, все Войско Запоржское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия.
Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось больше в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть, второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан — тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь — восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Это великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной Церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений не презревши, теперь милостивое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царской милостию своею прислать изволил. Если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его великой царской руки, благотишайшего пристанища не обрящем. Если же кто с нами не согласен, то куда хочет — вольная дорога.
Тут весь народ завопил:
— Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганцу достаться! Потом полковник переяславский Тетеря, ходя в кругу, спрашивал на все стороны:
— Все ли так соизволите?
— Все единодушно, — раздался ответ. Гетман стал опять говорить:
— Будь так, да Господь Бог наш укрепит нас под его царскою крепкою рукою!
Народ на это завопил единодушно:
— Боже, утверди! Боже укрепи!
Чтоб мы вовеки все едино были!
Энергичные слова Богдана Хмельницкого завораживали, идеи увлекали, воодушевляя на решительные действия.
Действие которое Хмельницкий умел произвести на людей, проявилось когда, спасаясь от поляков, он с горсткой соратников в январе 1648 года бежит в Запорожскую Сечь. За короткое время обретает поддержку запорожцев и добивается гетьманства. Незаурядный талант организатора, полководца и политика позволил совершить историческую миссию, которая до него никому не удавалось. Недаром в 1649 году в Киеве общественность и православное духовенство окрестило его «Моисеем», «спасителем и освободителем народа руського».3eys-1024x645.jpg
И все-же в чем феномен Хмельницкого? Он был, как сейчас принято говорить, был личностью пассионарной, харизматичной, то есть человеком, получившим от Бога особые полномочия, быть проводником Его промысла о народе. Его путь — это благоверное деятельное служение Господу, когда человек спасает свою душу борьбой за благо вверенного ему народа.
В 1650 году прибыли к гетьману Хмельницкому в Чигирин иностранные послы от Султана Турецкого, Короля Польского и Царя Московского.
Поляки искушали Хмельницкого наследным гетьманством и Султан дарами различными и лишь Московский царь не обещал ничего определенного. Впоследствии за союз с Москвой и Швецией Богдану неоднократно поступали посулы и угрозы со стороны императора Римского, который грозил подвигнуть все силы Европейцев на уничтожение его нации за то, что он нарушил всеобщее политическое равновесие, угрожал и Турецкий Султан, на все это Хмельницкий отвечал: «Но видно судьба Божия, устраивающая дела человеческие всегда к лучшему избрала соединение его с народом единоверным по доброй и обоюдной воле и согласию непринужденному, которых разрушать я почитаю за грех смертельный, и с тем жить и умереть хочу».
Богдан будучи патриотом своего народа и ища ему благоденствия после изнурительной войны видел, что ему грозят новые искушения и напасти все-же проявлял твердость воли считая малодушие грехом непростительным.
Как пишет Конисский почувствовав приближение смерти Богдан просил избрать нового гетьмана из опытных старшин, но народ умалял поставить на гетьманство его сына Юрия. Тут Хмельницкий не смог долго сопротивляться народному мнению и согласился, результат этой отцовской слабости переполовинил дело всей его жизни. Его сын оказался слаб духом.
Известно, что Бог, никогда ничего конкретного не обещает, так как не нуждается в наемниках, hhi.jpgЕго воле следуют по зову сердца, честно и бескорыстно. А вот бесы всегда прельщают человека яркими картинами светлого будущего, конкретными посулами, но расчет неизменно дают битыми черепками. Судьба сына Хмельницкого Юрия прямая тому иллюстрация, все время выгадывая, он вел многовекторную политику и стал марионеткой в чужой игре, его терзали взлеты и падения, он был и Гетьманом и узником и монахом и умер будучи сослан его «благодетелями» на греческий остров.
Хоть и с большим трудом, терзаниями, метаниями, всяческими перемириями с поляками, но все же Богдан Хмельницкий осуществил свое призвание, воссоединил единый некогда народ разделенный татарским нашествием, потомство Мономахово расселившееся от Курил до Карпат. Но будучи еще и отцом, он не смог выдержать лишь последнего тяжелейшего испытания. Настоять на том, что его сын Юрий не готов нести бремя власти и выбрать преемника по духу, который бы достойно продолжил его дело. Может быть поэтому мы и по сей день наблюдаем, какие ядовитые плоды дают тернии украинского сепаратизма.
Но преодолев эти тернии, мы придём к новой Переяславской Раде.
Дело Богдана живо!

 

Кандидат Исторических Наук
Дмитрий Дудко
Сергей Моисеев