Печать
Просмотров: 1510

6_original.jpgИстинный мир — это не отсутствие войны, а наличие справедливости. Справедливость — это тот кит, на котором мир должен базироваться. Но всякое анти застревает в сущности того против чего выступает. И весьма сомнительно, что насилие и кассетные бомбы, уничтожающие мирное население, способствуют установлению справедливого мира.
Американский писатель Курт Вонненгут — ветеран второй мировой войны, побывал в немецком плену и стал очевидцем одного из самых драматических моментов минувшей войны. В своем романе «Бойня номер пять или крестовый поход детей» он пытается осмыслить психологию своих соотечественников-американцев.


В самом начале «Бойни» автор-повествователь заявляет о своем желании написать роман о бомбардировке Дрездена в 1945 году, свидетелем которой он стал. Эта операция была проведена, с точки зрения американских военных стратегов, блестяще: сокрушительным ударом авиации город противника был уничтожен в течение нескольких часов.
Ни для кого не было секретом, что Дрезден не имел стратегического значения — там не было военных объектов. Было бы вполне логично, если бы Воннегут, сам участвовавший в войне против немцев, воспринял бомбардировку Дрездена как акт справедливого возмездия за все совершенные ими злодеяния. Однако автор «Бойни» содрогается от ужаса. Он напоминает читателю, что цветущий и красивый город в какие-то мгновения был превращен в груду камней и пепла, а число погибших, среди которых преобладали женщины, старики и дети, перевалило за сто тысяч. Никакой этический принцип, никакая целесообразность не в состоянии оправдать то, что совершили союзники. Бомбежка Дрездена абсолютно бессмысленна. Именно эта бессмысленность устрашающе катастрофична. Но что из этого следует? Забудем ненадолго о Воннегуте и его романе и попытаемся разумно порассуждать о случившейся трагедии так, как нас этому учили в школе на уроках истории, как учат и теперь впадающие в сентиментальный пафос журналисты со страниц газет и с экранов телевизоров. Итак: произошла катастрофа, и ее необходимо осмыслить предельно трезво, проанализировав все нюансы и детали с тем, чтобы извлечь необходимые уроки. И вот мы уже облегченно вздыхаем: такого больше никогда не случится, ибо разум и целесообразность восторжествуют и предотвратят катастрофу. Главное — не забывать о случившемся. Так мыслит любой европеец. Но катастрофы повторяются одна за другой, и мы часто твердим, что, мол, история ничему нас не учит, и мы, неразумные, с легкостью забываем ее уроки. Ничего подобного! Человечество все прекрасно помнит, а разум как был, так и остается его главным ориентиром. Может быть, здесь что-то другое? Или неверен сам принцип, сообразно которому живет европейская культура? Может быть, именно то, что мы слишком хорошо все помним и много рассуждаем, объясняем, оправдываем или осуждаем, и приводит нас к очередной катастрофе? Роман «Бойня номер пять» как раз и ставит эти вопросы.
Прежде всего, он подвергает сомнению расхожее мнение о том, что бомбардировка Дрездена была карой за преступления немцев перед человечеством. Этой идеи придерживается некий чикагский профессор, напоминающий Воннегуту о вине немцев, о концлагерях и массовом истреблении евреев. Доводы профессора должны убедить как автора, так и читателя и, что самое существенное, не только убедить, но и успокоить, помочь закрыться от реальности. В оправдание дрезденской бомбардировки заработал привычный и понятный для нас принцип: «Порок наказан — добродетель торжествует». Но эта, казалась бы, очевидная истина применительно к данной ситуации все же плохо работает и выглядит слегка натянутой, словно оправдание было придумано уже задним числом. Поэтому Воннегут не может разделить уверенности профессора в целесообразности военной операции.
Как пишет Вонненгут: «наутро после бомбежки он вместо Дрездена увидел «лунный пейзаж».
«Охрана велела американцам построиться по четыре, что они и выполнили. Их повели к хлеву для свиней, где они жили.
О чем тут было говорить? Ясно было только одно: предполагалось, что все население города, без всякого исключения, должно быть уничтожено, и каждый, кто осмелился остаться в живых, портил дело.
И американские истребители вынырнули из дыма посмотреть — не движется ли что-нибудь внизу. Они увидали Билли и его спутников. Самолет полил их из пулемета, но пули пролетели мимо. Тут самолеты увидели, что по берегу реки тоже движутся какие-то люди. Они и их полили из пулеметов. В некоторых они попали.
Все это было задумано, чтобы скорее кончилась война».
Бомбардировочная авиация Великобритании и США при налете убила 135 тысяч жителей Дрездена.
Ни один человек, прочитавший эту книгу, не поверит, что это было необходимо с военной точки зрения.
Защитники ядерного разоружения, очевидно, полагают, что, достигни они своей цели, война станет пристойной и терпимой. Хорошо бы им прочесть эту книгу и подумать о судьбе Дрездена, где при воздушном налете с дозволенным оружием погибло сто тридцать пять тысяч человек. В ночь на 9 марта 1945 года при налете на Токио тяжелых американских бомбардировщиков, сбросивших зажигательные и фугасные бомбы, погибло 53793 человека. Атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, убила 71379 человек. Список не закрыт.
Такие дела...

 

Сергей Моисеев 

архив газеты Тайны века 2003 г