Печать
Просмотров: 1409

О судьбе Кировоградской (Елизаветградской) областиin-text-scan003.jpg

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
А.С.Пушкин, «Евгений Онегин».

Украинская государственность напоминает физически и психически больного человека, больного смертельно – чья жизнь искусственно поддерживается за счет специальных средств. И хотя все все понимают, но больному о его состоянии стараются не говорить.
Пахнет разделом имущества. Однако родственники и прочие претенденты на наследство предпочитают пока не делать лишних движений и даже заявляют о том, что верят в выздоровление больного: чтобы конкуренты на получение наследства не обвинили их в желании приблизить кончину умирающего – ведь это может пагубно сказаться на шансах при разделе имущества.


По всем физическим законам украинская государственность жить уже не должна. Те, кто в свое время искусственно ее создали – Запад – продлевать ее жизнь больше уже не могут, другие же – Россия, — за чей счет все эти годы существовало это антирусское «государство» — более не хотят. Народу же – плохие вести не сообщают, и та его часть, которая приспособилась уже жить этой искусственно поддерживаемой жизнью, привыкла к ее законам и даже обнаружила в ней для себя много приятного – об участи окружающего ее украинского миропорядка пока не ведает и «требует продолжения банкета».
Россия же – заявляя о своей заинтересованности в сохранении единства Украины, одновременно заявляет, что готова прийти на помощь тем, кто этой помощи попросит. Благодаря неизменно повторяющимся на протяжении двух десятилетий «независимой» украинской жизни результатам выборов, ни для кого не является секретом, какая именно часть Украины может попросить помощи. Нетерпеливые аналитики уже вовсю публикуют карты русской Украины, в которую включают восемь юго-восточных областей, простирающихся широкой полосой от Харькова до Приднестровья, и тиражируют в умах забытое уже исконное название этой земли – Новороссия.
Однако, возвращая к жизни исконное название края, впопыхах как-то не заметили, что исторически в Новороссию входил еще один регион Украины – нынешняя Кировоградская область, бывшая прежде северной частью дореволюционной Херсонской губернии.
Было бы понятно, если бы этому забытому аналитиками региону отказывали в праве быть Новороссией наши украинствующие сограждане, которые в своих геополитических поползновениях привыкли руководствоваться нехитрой формулой «дають – бэры, бъють – тикай». Для них — даже и Крым – «неотъемлемая часть Украины», а если повезет – то и Воронежская, и Курская области, и Кубань, и все, что будет «плохо лежать». Но печально то, что Новороссия, в упомянутом усеченном виде, рисуется сегодня и на большинстве карт, представленных читающей публике российскими и живущими на Украине пророссийскими аналитиками и публицистами.
Почему так случилось. Может быть потому, что сегодня сам этот регион не выявляет особой пророссийской активности. А может потому, что для решения тактической задачи – выхода к Приднестровью и отсечения марионеточной проамериканской киевской власти от Черного моря – можно обойтись и без него.
Однако ни первое, ни второе не являются достаточным основанием для того, чтобы, употребляя историческое название Новороссия, не включать в этот регион нынешнюю Кировоградскую область.
В данной связи будет, наверное, нелишним еще раз взглянуть на историю этого края и обратить взор на его настоящее положение.
Само приобретение и освоение Россией края, названного впоследствии Новороссией, началось со строительства крепости Святой Елисаветы, заложенной в 1754-м году и ставшей форпостом движения России на Юг, благодаря которому прежнее Дикое поле постепенно превратилось в Новороссию. Вокруг крепости впоследствии вырос город, названный Елисаветградом.
Заселялись земли когда-то пустынного Дикого поля переселенцами из великорусских губерний (среди которых значительную часть составляли старообрядческие общины), малороссийскими казаками, а также народами православного вероисповедания, переселявшимися сюда из соседних государств: сначала сербами, затем молдаванами, греками, болгарами и прочими.
Именно для вывоза сюда, в Херсонскую губернию, скупал свои мертвые души в великорусских губерниях гоголевский Чичиков2.
Характер заселения определил и соответствующую топонимику края, типичную для Новороссии, очень напоминающую современные Соединенные Штаты или, к примеру, Австралию. В области есть своя Александрия, своя, хоть и Новая, Прага, а также Новоархангельск, Новомиргород, Новогеоргиевск (переименованный в советские годы в Светловодск), Новый Стародуб и другие – больше сотни населенных пунктов разного калибра с приставкой «ново-».
И хотя позже, после выхода России к Черному морю, военное значение крепости снизилось, возникший вокруг нее город был значительным военным, торговым и культурным центром Юга России.
Здесь несли свою службу Суворов, Кутузов, Потемкин. Бывал тут и Пушкин – в том числе и когда был отправлен, за прегрешения, графом Воронцовым в здешние края на борьбу с саранчой. В городе родились Георгий Флоровский, Арсений Тарковский, Юрий Олеша. Десять лет архитектором города был брат Ф.М.Достоевскго – Андрей Достоевский.
Сам город Елисаветград до революции был типичным городом Юга России. О населении города на рубеже XVIII-го и XIX-го веков можно найти свидетельство в книге «Исторический очерк Елисаветграда»3 составленной в 1897-м году бывшим градоначальником А.Н.Пашутиным. В этой книге, в числе прочего, приводится список пострадавших от пожара 1798-го года купцов и мещан, которым Государем Императором Павлом Петровичем была пожалована денежная ссуда. Так как пожар по своей «беспристрастности» ничуть не уступает нынешней статистике и социологии, то этому списку, в котором на 185 пострадавших с великорусскими фамилиями, приходится 18 с малорусскими и 16 с еврейскими, вполне можно доверять.

 

c92a7a0d15938def82bd5c6c7de48414.jpg
Революцию 1917-го года край, именуемый сегодня Кировоградской областью, встретил в качестве северной части Херсонской губернии. О том, что происходило тут во времена гражданской войны можно получить представление из написанного в 1920-м году стихотворения «Про белого бычка», автором которого был еще один известный родившийся в Елисаветграде поэт - Дон-Аминадо (Шполянский), и в котором есть такие пророческие и актуальные для нашего времени слова:

Но, чую, вновь от беловежских пущ
Пойдет начало с прежним продолженьем.
И вкруг оси опишет новый круг
История, бездарная, как бублик.
И вновь по линии Вапнярка – Кременчуг
Возникнет до семнадцати республик.

Как раз «по линии Вапнярка-Кременчуг» и расположена нынешняя Кировоградская область. И в годы гражданской войны население этих мест многократно доказывало, что слова поэта не являются преувеличением. Так в Александрии базировался атаман Григорьев, покоритель Одессы (ставший прототипом персонажа советского фильма «Свадьба в Малиновке» - Пана-Атамана Грицияна Таврического), в Елисаветграде – хозяйничала атаманша Маруся Никифорова, а немного севернее – в районе Холодного Яра – чуть ли не в каждом селе был свой суверенный правитель.
Как и на всякой территории, осваиваемой переселенцами, привносящими на новое место смешение понятий, ценностей, представлений, – население проживающего в крае народа несет на себе многие черты той злокачественной этнической формы, которую исследовал Лев Гумилев, дав ей название «химера».
Какое «древо», таковы и «плоды» — поэтому неудивительно, что именно этот регион «подарил» когда-то России Льва Троцкого, родившегося в семье богатого еврейского землевладельца в селе Яновка (теперь Береславка) недалеко от города Бобринец. Кстати, и известная «пассионария» Юлия Тимошенко в свое время влетела в украинскую политику примерно через это же место, избравшись в народные депутаты Украины по мажоритарному Бобринецкому избирательному округу Кировоградской области.
Тут, как и везде в Новороссии, охотнее чем в других местах вьют свои гнезда разные секты (многие из которых были завезены сюда еще в конце ХIХ-го века), получившие в эпоху «независимой Украины» наиболее благоприятные условия для своего развития.
После революции край становится частью сначала Николаевской, затем Одесской, затем снова Николаевской областей; а сам город в 1924-м году переименовывают в честь еще одного местного «революционного дарования» — в Зиновьевск. Спустя десять лет, после того как упомянутый вождь впал в немилость и нужно было увековечить заслуги другого вождя, город снова переименовывают, на сей раз уже в честь человека в городе вообще никогда не бывавшего — Кирова: в 1934-м Елисаветград превращают в Кирово, а позже, в 1939-м, — в Кировоград.
Тогда же, в 1939-м году, была создана и отдельная Кировоградская область.
im578x383-kirov_dvortsova_bank_2.jpgНа протяжении советских лет, когда Новороссия была частью Украинской советской республики, этнический состав и самосознание населения края постепенно и неуклонно менялись; после же провозглашения «независимости» Украины «этногенная инженерия» заработала в полную силу. Теперь, на всех выборах население области делит свои симпатии примерно поровну между политическими силами, считающимися пророссийскими и теми, которые под видом украинского патриотизма переориентируют население на отчуждение от России и на враждебность к ней. При этом городское население области голосует больше за «пророссийские» партии, а сельское население – больше за украинствующих. Стоит заметить, что этот разброс симпатий вовсе не означает, что у населения есть выбор. Ибо украинские политические партии, выставленные для пророссийски настроенного населения в качестве «пророссийских», на самом деле таковыми никогда не являлись, так как представляли собой «направляющую силу» более плавного движения по единственному предложенному направлению – на Запад.
Поэтому, прежде чем обвинять население области в ренегатстве, нужно, справедливости ради, вспомнить и о том тотальном давлении, которое обрушилось на всю Украину и на регион в частности в последние двадцать лет.
О том, что могут творить с человеческими головами СМИ вкупе со всевозможными «технологиями», направленными на изменение сознания, красноречиво свидетельствует уже «переворот в мозгах» 91-го года, когда в марте 70.2% населения Украины проголосовало за сохранение Союза (примерно так же проголосовала и Российская Федерация – 71.3%), а в декабре, после «артподготовки» украинских СМИ и использования «технологий», 90.3% этого же населения – захотелось уже «незалэжнойи Украйины»… В дальнейшем информационное давление только усиливалось, — так как требовалось добытые шулерским способом результаты референдума закрепить на долговременной и прочной основе, переиначив сознание и ценностные ориентиры живущего на Украине народа.
Если бы под обработку, подобную той, которой подверглось за годы «независимости» население Украины, попало бы население какой-нибудь из российских областей, к примеру, Московской области, то не исключено, что и там в итоге обнаружилось бы немалое число «украинцев». Можно не сомневаться, что современные «этнотехнологи» нашли бы и там за что зацепиться. (Хотя бы за то, что во времена, когда центром Руси был Киев, территория, где находится теперь Москва, называлась Залесской Украйной). И это вовсе не кажется фантастическим, если вспомнить о том, что в 90-х даже в Петербурге были шевеления, направленные на отделение от России.
Именно целенаправленная работа «этнотехнологов» и невмешательство России, которая все эти 23 года дожидалась нынешнего «грома», чтобы начинать, наконец, «креститься», — и привела к сегодняшним результатам. Теперь даже в населенных пунктах, в которых великороссы составляют большинство жителей, нет русских школ. А русское самосознание населения края — не только малороссов, но даже и великороссов – пребывает в затухающем состоянии.
Все эти годы молодых людей с великорусскими фамилиями при получении паспортов, склоняли к тому, чтобы регистрироваться в соответствующих ведомостях украинцами. (Это не считая тех великороссов, которые делали подобное по собственной корыстной инициативе).
Большой прорыв в деле очищения изготовляемой «нации» от нежелательных «примесей» был совершен на Всеукраинской переписи 2001-го года, в результате которой число русских на Украине уменьшилось на 3 миллиона человек в сравнении с предыдущей переписью 1989-го года, притом, что за это время никто специально русских не уничтожал. Тем более что подобные варварские методы вовсе не обязательны, так как теперь на вооружении имеются множество других, более «гуманных» и эффективных. Накануне переписи из всех «средств информации» гражданам «нэзалэжнойи» пели песни о том, что будто бы все они, «нэзалэжно вид походжэння4 — едына политычна нация — украйинци». А когда сие «просвещение» дало свои «плоды» — и русских в результате переписи стало на 3 миллиона меньше – раздался победный вопль: дескать, если русских так мало, то незачем им русское образование и прочие «нацменьшинские» удобства. К тому же, тем русским, которые указывали что они «украинцы», на следующий вопрос по поводу их родного языка неудобно уже было говорить, что у них, назвавшихся «украинцами», родной язык – русский.
Все эти старания привели, в итоге, к тому, что теперь жители края, в массе своей, пребывают в искреннем убеждении, что никто их ни в чем не ущемляет. И когда им доводится высказываться на данную тему, то они, как правило, воспроизводят тиражируемое по украинскому телевидению заклинание о том, что никто у нас никому не запрещает разговаривать по-русски (хотя Тягнибок с компанией, в минуту победной послемайданной эйфории, и признавались всенародно в таких своих вожделениях). Наивные обитатели края в простоте своей не ведают, что право только разговаривать без права получения полноценного образования на своем языке и дальнейшего культурного развития - обрекает их на удел «обслуживающего персонала» при тех согражданах, которые разговаривают и получили образование на языке, признанном в государстве «правильным». Что же касается личностного развития, то эта ситуация обрекает носителей русского языка на упрощенную жизнь, вроде жизни собаки, которой тоже не запрещено «разговаривать» на своем языке. Но если мы удовлетворимся этим «собачим» статусом, то должны быть готовы к тому, что и все остальные стороны жизни у нас установятся на «собачьих» началах, не выше.
Впрочем, если вспомнить о том, что мы – православные, то определяя судьбу региона нужно учитывать не только мнение не помнящих родства теперешних его жителей. Нужно учитывать и выбор тех, кто в свое время положили жизни ради того, чтобы в изнурительных русско-польских и русско-турецких войнах избавить свой народ от душегубительной унии или вырвать его из лап крымских работорговцев; кто в последней Великой войне отдали жизни за родную землю и «за други своя» в борьбе против вскормленных Западом фашистских поработителей.
Тем более, что для очень значительной части населения региона нынешняя его отступническая позиция является лишь последствием информационной блокады и может быть исправлена двухнедельным вещанием нормального телевидения, после которого двадцатилетнее наслоение, 1029846283.jpgсозданное телевизионной пропагандой от Игоря Гебельсовича, Петра Гебельсовича и прочих «столпов украинского патриотизма» смоется словно грязь. 
Все это пишется вовсе не для того, чтобы выпросить право для региона укрыться под сенью великой единоверной России, оставив на поругание нечестивым святыни Киева и Почаева. Тут уж как Господу будет угодно… Право на спасение нужно еще заслужить. И, для начала, хотя бы желать спасения…
Это лишь напоминание о пройденном нами пути и о тех обстоятельствах, которые привели нас к нынешнему состоянию. Важно, чтобы мы в предстоящем нам выборе следовали верными ориентирами, опираясь на опыт, выстраданный прежними поколениями, и на обретенные нашими предками духовные ценности, а не на гибельные «программы», навязанные нам продажными людьми ради удовлетворения ненасытных заокеанских аппетитов.

Сергей Сидоренко 2014 г.

Н.В.Гоголь, Собрание сочинений в семи томах. Издательство «Художественная литература», М., 1967 г., том 5., с.173.
1 Историческій очеркъ г.Елисаветграда. Составилъ и издалъ А.Н.Пашутинъ. Елисаветградъ. Лито-Типографія Бр.Шполянскихъ, 1897. (Переиздано в Кировограде в 1992 г.), с.28-32.

2 Н.В.Гоголь, Собрание сочинений в семи томах. Издательство «Художественная литература», М., 1967 г., том 5., с.173.
3 Историческій очеркъ г.Елисаветграда. Составилъ и издалъ А.Н.Пашутинъ. Елисаветградъ. Лито-Типографія Бр.Шполянскихъ, 1897. (Переиздано в Кировограде в 1992 г.), с.28-32.
4 Походжэння (укр.) – происхождения.