Печать
Просмотров: 2026

perviy.jpgДороги средневековой Европы регулярно заполнялись толпами молодежи или бедноты, стремившейся продемонстрировать свою веру в Господа. Одних удовлетворяло паломничество к далеким святыням, другие присоединялись к крестоносцам и шли спасать Святую землю от мусульман.
С XIII по XV в. Европа была полна бродяг. Среди них попадались дети, молодежь, беднота, священники, преступники, бездомные нищие и просто пилигримы. Они собирались в огромные толпы, двигавшиеся поклониться Иерусалиму и другим христианским святыням. Такие крестовые походы бедноты начались в 1212 г., когда в путь устремилось сразу два людских потока — из маленькой французской деревушки на Луаре и из Рейнской земли в Германии.

До этого момента идеал активной защиты христианской веры воплощали рыцари, отправлявшиеся в крестовые походы освобождать Святую землю от мусульман. Однако эти кампании окончились неудачей, а простой народ тоже хотел бороться против неверных. Только в отличие от знати он считал, что истинный крестовый поход должен быть мирным. Врага побеждает вера в Господа, поэтому к Святой земле надо идти без оружия.
Многие феодалы с подозрением смотрели, как их подданные расстаются со своим имуществом и отправляются в дальние края с чисто религиозными целями.
В июне 1212 г. 12-летний подпасок по имени Стефан из французской деревни Клуа-сюр-ле-Луар встретил бедного пилигрима, попросившего у него хлеба. Стефан понял, что это сам Христос, и ощутил порыв к религиозному подвигу: он решил возглавить крестовый поход. Идея носилась в воздухе, духовенство постоянно призывало людей на борьбу с язычниками.
Многих еще вдохновлял пример Петра Пустынника, или Петра Амьенского, странствующего монаха, проповеди которого убедили в 1096 г. тысячи крестьян последовать за ним в Палестину.
Подросток отправился в аббатство Сен-Дени около Парижа, где предстал перед Филиппом II Августом (1165-1223). Короля план пастушка не вдохновил, зато простой народ отреагировал на его красноречивые призывы с восторгом. В Париж стекались толпы бедняков, в основном детей, рвавшихся идти за Стефаном. Король разогнал их, пригрозив применить силу.
Стефан начал бродить по окрестностям, призывая сограждан собираться в Вандоме под Парижем. Решив воспользоваться моментом, чиновники стали набирать молодежь на войну против альбигойцев (катаров) еретической христианской секты, последователи которой сосредоточились на юге Франции.
Тем временем Стефан повел около 6000 детей в долгий путь к Марселю, где двое купцов посадили юных крестоносцев на семь кораблей. Два из них затонули, не доплыв до Сардинии. Пассажиры остальных, вероятно, окончили свой путь в Северной Африке — проданные в рабство судовладельцами.
Через несколько месяцев после похода Стефана 18-летний Николае из Трира в Рейнской земле объявил, что ему явился ангел, приказавший вести верующих в Иерусалим. В Кёльне молодой человек нашел много единомышленников, желавших мирным путем освободить от мусульман Гроб Господень, в котором лежало тело Христа после распятия. В начале июля огромная толпа двинулась через Эльзас к Альпам.
Слабые умирали по дороге, но остальных это не пугало. Они твердо верили Николасу, утверждавшему, что воды Средиземного моря расступятся и пропустят их к Святой земле.
Придя 25 августа в итальянский порт Геную, они не обнаружили ни обещанного чуда, ни свободных кораблей до Палестины. Некоторые вернулись домой, другим удалось отплыть из Пизы. Ни о ком из них вестей больше не было.
300px-Seventh_crusade.jpgЕще одна группа детей явилась в порт Бриндизи на юге Италии и потребовала отвезти их за море. Местный епископ запретил это делать, но мальчики и девочки дошли до Рима, чтобы просить Папу Иннокентия III отправить их в крестовый поход. Вряд ли Папа обратил внимание на детскую затею, не говоря уж о ее поддержке. Тем не менее в искренности юного порыва не приходится сомневаться.
Когда французский король Людовик. IX был взят в плен мусульманами во время крестового похода в Египет, простые французы решили освободить его без помощи рыцарей и духовенства. «Богу не угодна их гордыня», — заявляли они, и в память о сельской бедноте, отправившейся в первый крестовый поход за Петром Амьенским, называли себя Пастушками.
Их предводителем стал бывший монах-цистерцианец по прозвищу Магистр Венгерский. Он обосновывал свою роль, предъявляя «письмо с небес», якобы полученное от Богоматери. Магистр Венгерский одевался в королёвскую мантию или в епископскую сутану; часто появлялся с папской митрой на голове. Скоро к движению присоединилось до ста тысяч человек. Однако Пастушки забыли о своей первоначальной цели и стали нападать на знатных господ, духовенство и инородцев.
Волнения были подавлены войсками королевы матери Бланки, правившей Францией в отсутствие сына Людовика. Они разгромили Пастушков в битве у Вильнев-сюр-Шера. Магистр Венгерский пал в бою (всех пленных повесили. Пастушки вновь появились в 1320 г. около городов Тулуза и Каркасон на юго-западе Франции. Их второе выступление тоже было подавлено. В 1333 г. монах-бенедиктинец из аббатства на острове Мон-Сен-Мишель у берегов Нормандии сообщил об «удивительнейшей вещи»: «Огромное множество детей, называющих себя пастушатами, пришло к обители из дальних мест поодиночке и группами. Многие говорят, что слышали небесные голоса, звавшие: «Идите в Мон-Сен-Мишель». Они не колеблясь тронулись в путь, даже не простившись с родными».
Святой остров с самыми почитаемыми мощами св. Михаила к северу от Альп притягивал массы пилигримов-подростков после 1450 года Архангел Михаил всегда очень почитался, но почему столько молодежи устремилось поклониться ему именно в этот период? Более того, юные пилигримы шли к аббатству со всех концов Европы.
Согласно летописям того времени, эти паломничества охватили «Французское королевство, а также другие королевства и страны». Если верить источнику 1421 г., все происходило согласно сложившимся обычаям. «Кухонным мальчикам, — пишет этот автор, — давали деньги, чтобы во время поста они шли в Мон-Сен-Мишель».
Городские хроники сообщают о большом притоке пилигримов со всей Германии с 1455 по 1457 г. Другие записи говорят о толпах народа, приходивших из Льежа, Лотарингии, Эльзаса и Швейцарии.
Юных пилигримов не останавливали ни зной, ни морозы. Например, во вторник на Масленую неделю (последнюю перед Великим постом) одна группа вышла из городка Висенбург, когда «все было покрыто снегом и стоял страшный холод». В швейцарском городке Биль, когда множество детей собралось в путь, их решили сопровождать всего восемь взрослых. В 1441 г. жители Миллау заявили, что их дети «ушли самовольно», т.е. не дав знать родителям и, возможно, без их согласия!
Нам кажется странным такое невмешательство взрослых в поведение несовершеннолетних. Однако в ту эпоху стремление любого верующего к религиозному подвигу, включая паломничество, воспринималось окружающими серьезно. Кроме того, люди считали, что Бог особенно благосклонно отнесется к молитвам невинных детей. Вполне вероятно, энтузиазм подростков явно или тайно одобрялся их родителями. И наконец, не будем забывать, что паломничество в дальние страны тогда было обычным явлением. С древнейших времен христиане отправлялись помолиться и покаяться в святые места, и веру в особую благодать пилигримов разделяли как дети, так и взрослые.
crusade-of-children-1.jpgВскоре после 1450 г. поток юных паломников в Мон-Сен-Мишель постепенно иссякает так же необъяснимо, как и появился. Это массовое движение осталось просто еще одним странным эпизодом средневековой истории.
Хотя некоторые личные мотивы могут вызывать сомнения, сказать, что причины паломничества и крестовых походов детей и бедноты остаются необъяснимой загадкой, было бы неверно. Специалисты по средневековой истории предлагают убедительные объяснения.
Во-первых, на народ влияло религиозное рвение их правителей, отвоевавших у мусульман Святую землю. Многие странствующие проповедники призывали простых людей присоединиться к борьбе за веру. Играли свою роль и социальные факторы. Убогая жизнь и неуверенность в завтрашнем дне наверняка подталкивали бедноту к перемене мест. Многим присоединение к группе крестоносцев или пилигримов давало желанное ощущение цели и даже личной безопасности. И наконец, людей влекла свобода; подростки часто пользуются любым предлогом, чтобы избавиться от власти родителей.

                                                                                                                  Денис Геращенко

                                                                                       газета "Тайны века" г Харьков 2002 год