ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ГЕРОИ ЗАБЫТОЙ ВОЙНЫ
Поиск

12-20345654356754565410.jpgНа протяжении многих десятилетий в СССР никто не знал их славных имен. И это не удивительно: ведь многие офицеры царской армии после революции участвовали в Белом движении. Советская власть сделала все возможное, чтобы стереть память о них, планомерно уничтожались и могилы героев.
Иоанно-Усекновенское кладбище в городе Харькове, это пантеон, существовавший более 150 лет, он представлял собой место последнего пристанища Харьковчан, чье происхождение «никак не вмещалось в рамки» большевистской идеологии, он был в ужасном запустении. Все точно рассчитали советские чиновники, когда с началом 1920-х годов, первыми ударами кувалды они стали рушить православные кресты на могилах и обелиски тех славных харьковчан, которые своим жизненным подвигом и воинской доблестью прославили наш город на всю дореволюционную Россию.
Методичное уничтожение продолжалось и в послевоенные годы. Но лишь в начале 50-х осквернение памяти павших героев Первой Мировой приобрело системный характер.


Началось с того, что 60-х сгорели метрические книги и переписи захоронений, хранившиеся в православном храме;
9 сентября 1970 года «Исполкомом Харьковского горсовета депутатов трудящихся» было принято решение № 393 «О ликвидации Первого городского кладбища». В соответствии с этим решением, до 31.12.1970 года все граждане, имеющие захоронения своих близких, обязаны зарегистрироваться с целью переноса останков родственников на другие кладбища города.
Бульдозер «прошелся» ковшом по уцелевшим надгробьям.
Таким образом, в 1971 году. Иоанно-Усекновенское кладбище, основанное в 1803 году, «преобразовалось» в городской парк культуры и отдыха. К этому времени практически у всех покоящихся на этом кладбище не осталось в Харькове потомков.
В 80-х «на костях» разбили «Молодежный парк», но свято место пусто не бывает и в 90-х близ Иоанно-Усекновенского храма вдруг появился псевдопамятник «героям» УПА, которые, как известно, прославились истреблением мирного населения.
И это на месте где, кроме гражданских захоронений была «Георгиевская аллея», где в период «Великой войны 1914-1917 гг.» (100-летие которой будет отмечаться в 2014 году), хоронили настоящих героев, погибших на Галицийском Юго-Западном фронте.12-234567656578654010.jpg
Один из них был штабс-капитан Н. И. Хоруч. Сведения о боевом офицере — участнике русско-японской и Первой Мировой войны обнаружены исследователями ХООРС «Память Державы» в архивах библиотеки им. Короленко, газете «Южный край» от 8 февраля 1915 года. Но более всего потрясла судьба этого человека и те обстоятельства, которые предшествовали его погребению на Харьковской земле.
С целью соблюдения исторической точности статью «За телом брата» мы публикуем в полном объеме:
История их не забудет; не загладится память о них на много столетий и у потомства. Имена героев, защитников родины, будут передаваться из уст в уста, из поколения в поколение. И сколько бы порыв военной бури ни разряжал их ряды, на смену явятся новые и новые герои с затаенным решением: честно сложить голову за Русь святую.
Одним из таких многочисленных героев, положивших жизнь свою за родину, был Николай Ильич Хоруч. 29-го декабря прошлого года сестра покойного А. П. Печковская узнала, что брат 18 декабря убит в бою. Ни минуты не медля, она принялась хлопотать о разрешении перевезти останки брата в родной город.
Получив из Ставки Верховного Главнокомандующего необходимое разрешение, госпожа Печковская направилась через Киев во Львов.
Во Львове госпожа Печковская, для дальнейшего следования, должна была получить разрешение от генерал-губернатора гр. Бобринского, из управления по передвижению войск и от коменданта станции.
«Трудно облечь в словесную форму то сочувственное и предупредительное отношение, какое я встретила по пути к могиле брата. Сколько внимания, сколько чуткости к горю человеческому! Не погаснуть человеческому сердцу от кровавого тумана»…
Из Львова г. Печковская выехала 25 января в конечный железнодорожный пункт — откуда на автомобиле она проследовала к линии фронта. Атмосфера насыщена пороховым дымом, в воздухе стоит гул от взрывов снарядов, артиллерийской и ружейной стрельбы, в каких-нибудь пяти-восьми верстах — наши передовые позиции. Путь к могиле брата уже небезопасен; госпожу Печковскую предупреждают об этом, но страха смерти точно и не бывало.
Госпожа Печковская идет дальше в местечко М. в карпатских горах. В одной версте от М. — цепи неприятельских войск. Чтоб не подвергнуть обстрелу могилу брата, и не погибнуть самим, нужно дождаться наступления темноты. С маленькими чуть мерцающими фонарями, в сопровождении нескольких офицеров и солдат, госпожа Печковская на вершине горы, у могилы любимого брата.
На противоположной горе — сигнализация.
— Что это?
— Должно быть неприятельский дозор заметил нас, —отвечал сопровождающий офицер.
Но прошло несколько минут —опять тот же несмолкаемый гул, сменяемый порывами ревущей бури. Но, странно, страха нет; спокойно смотрит госпожа Печковская на сохранившийся труп брата. Когда же труп брата снесен с горы вниз, в местечко М., сестра успакаивается окончательно.
— После этого я почувствовала, что уж ничто не разлучит с могилой брата».
На следующий день г-жа Печковская выехала из местечка М. с телом брата обратно в Харьков.
Капитан Николай Ильич Хоруч за геройскую защиту с горсточкой нижних чинов К-го леса представлен по смерти к Георгию 4-ой степени.
А вот еще выдержка из газеты «Южный Край» за 8 февраля 1915 г.
«Вчера, на городском кладбище после отпевания в университетской церкви торжественно погребено тело геройски павшего в сражении с неприятелем капитана Николая Ильича Хоруча, одного из наиболее известных боевых офицеров местного гарнизона.
Николай Ильич было еще совсем молодой человек, ему недавно исполнилось 30 лет первое боевое крещение он получил во время минувшей русско-японской войны, за которую имеет знаки отличия военного ордена Николай Ильич вместе со своим полком принимал участие во всех сражениях, происходивших на восточном театре сначала войны. 16 декабря, в одном из сражений он пал смертью героя…
На погребении присутствовали ближайшие его родственники (он был холост), знакомые и офицеры местного гарнизона. На гроб возложены венки».
Теперь результат исторической амнезии нагляден, на этом некогда святом месте ныне разбит Молодежный парк, где горожане выгуливают элитных щенков, и молодежь тешится на лавочках, распивает пиво, не подозревая, что под ними лежат их прадеды, которые с честью прошли испытание жизнью и могли бы преподать беспечным юношам не один урок мужества.

 

Юрий Червяк Член ХООРС «Память Державы»

Архив газеты "Русь ТРиединая", Харьков, 2010