ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ТАБЛЕТКА ДЛЯ ПАМЯТИ
Поиск

37400.jpgПоездка императора Николая II во Львов в 1915 году.
К радости святых Пасхальных дней добавлялась и надежда на скорое успешное окончание войны. Недавно – за две недели до Пасхи, пал Перемышль, почитавшийся австрийцами неприступной твердыней. В Ставке ожидали, что вскоре удастся прорваться с Карпатских гор на Венгерскую равнину, откуда откроется дорога на Вену – а значит и к победе, и к концу войны.

100 лет назад Император Николай II, в ходе инспекции Галицийского генерал-губернаторства посетил взятые русскими войсками Львов и Перемышль. Появление русского Царя на только что отвоеванных у австрийцев древних русских землях стало важным событием как для православного населения Галиции, так и для армии.

Ведь эта поездка вовсе не была безопасной. Возражавший против нее жандармский генерал А.И.Спиридович, отвечавший за охрану Царя, недоумевал: «Как, Государь поедет во Львов? В город, только что занятый у неприятеля, где мы ничего не знаем. Как же можно так рисковать? Да еще во время войны. Ведь это безумие». Однако Император настоял на этой поездке, которая должна была поднять дух армии и приободрить православных галичан.

0_9b62d_99133653_XXL.jpg
Впрочем, была у этой поездки и еще одна цель секретная. «В сущности говоря, поездка Государя вызывалась следующими соображениями, о чем тогда,конечно, держалось в строгом секрете, вспоминал генерал Спиридович.
По плану главнокомандующего Юго-Западным фронтом, Иванова, вернее, по плану его Начальника штаба Алексеева, победоносное занятие нашими войсками Галиции должно было закончиться перевалом через Карпаты и занятием Венгрии. К началу апреля 3-я армия генерала Ратко-Дмитриева владела главным Бескидским хребтом, а корпуса 8-ой армии Брусилова стали спускаться с главного хребта. Ставка, относившаяся сначала к проектам Иванова и Алексеева осторожно, стала наконец на ту точку зрения, что отныне главный ЦЕНТР ДЕЙСТВИЙ НАДО ПЕРЕНЕСТИ НА ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, что надо идти на Венгрию. Предполагалось энергичное наступление по всему тому фронту».

После молебствия в Федоровском соборе Царского Села, Государь 4/17 апреля отправился в Ставку в Барановичи. 7/20 апреля Император Николай II прибыл в Гродненскую губернию, а через два дня утром 9/22 апреля был уже в Галиции на станции Броды. По пути во Львов Император посетил братские могилы павших воинов, расположенные вдоль дороги и выслушал доклад о происходящих в этой местности боях. «Знаменательный для меня день приезда в Галицию! записал Государь в дневнике.

0_9b631_415437a_XXL.jpg
Выехал в моторе с Николашей (Верховным Главнокомандующим Великим князем Николаем Николаевичем. А.И.) и Янушкевичем (начальником штаба Верховного Главнокомандующего. А.И.). Чем дальше, тем местность становилась красивее. Вид селений и жителей сильно напоминал Малороссию. Только пыль была несносная. Останавливался несколько раз на месте сражений в августе м-це; видел по близости дороги братские могилы наших скромных героев. Солнце пекло, как летом».

0_9b632_ace99de9_XXL.jpg
Погода, как отмечали газеты, и в правду выдалась летняя. Описывая настроения, царящие во Львове накануне визита Императора, «Вечернее время» писало: «Город стал принимать торжественный праздничный вид. Во всех домах появились национальные флаги. Улицы наполнились тысячной толпой крестьянства Львовского и соседнего уездов, прибывшего встречать Государя всея объединенныя Руси. Многие крестьяне явились со знаменами союза русских дружин-читален. Погода выдалась на редкость славная. Весь день стояла настоящая летняя жара. С двух часов дня главные улицы и площади были запруженными тысячными толпами народа».

0_9b631_415437a_XXL.jpg
«Велик и трогателен был восторг галичан, когда они узнали, что к ним едет Русский Царь, вспоминал архиепископ Евлогий (Георгиевский), управлявший церковной жизнью Галиции. Несмотря на то, что точная дата приезда всячески от них скрывалась и вся железная дорога от границы до Львова была оцеплена солдатами, они узнали о времени проезда и с церковными хоругвями и иконами крестными ходами устремились к железной дороге - стояли шпалерами по пути следования царского поезда».
Во Львове Государя встречал генерал-губернатор Галиции граф Г.А.Бобринский. По пути следования царского кортежа по правой стороне улицы были выстроены шпалерами находящиеся во Львове войска, а с левой стороны тротуары заполнил народ, желавший увидеть своего Царя.
«Итак, писал Государь в дневнике, я попал в Перемышль, по милости Божией, через месяц и два дня после его падения. Масса сильных впечатлений». Вечером того же дня Император отправился обратно во Львов, а оттуда в Одессу.istoriya2.jpg
«Государь провел в Галиции несколько дней, ездил в только что взятую крепость Перемышль, был на самом боевом фронте; говорили, что где-то у самых окопов царский автомобиль застрял в песках, - выбежали солдаты и на руках с восторгом вынесли автомобиль. Можно ли было думать, что те же солдаты, менее чем через два года, проявят столько злобы и зверства к своему любимому Царю!» вспоминал владыка Евлогий.
Оценивая значение «Царских дней во Львове», как журналисты назвали визит Императора в столицу Галиции, газета «Прикарпатская Русь» писала: «Если Царский приезд и живая Царская ласка являются для каждого уголка необъятной Русской земли величайшим народным праздником и счастьем, то для нашей сирой, истомившейся в чужеземной неволе страны это неизмеримо большее счастье, это сугубый, исключительный праздник. Ведь мы в неизбывных цепях и тьме кромешной ждали его со всей тоской и страстью народной шестьсот лет. Ведь это впервые прибывает к нам, свободным, наш долгожданный Царь-Освободитель, наш первый Русский Белый Царь. (...)
Великий, радостный день! Впервые после многих веков неволи и горя наш древний княжеский город и вся наша многострадальная страна восторженно и умиленно встречают сегодня своего долгожданного, природного, Русского Царя! Встречают открыто, торжественно, не угашая горячего порыва истомившегося народного сердца, не тая заветных дум и чаяний народных за глухой решеткой вековой тюрьмы. Встречают свободно, преданно и верно не далекого, чужого гостя, а родного и любимого Царя-Освободителя, первого державного Хозяина и Отца своего, великодушно завершающего и закрепляющего сегодня святой подвиг освобождения великой царственной лаской личного внимания и любви».
Петроградское «Новое время» в свою очередь отмечало: «После славных побед русского оружия у древнеславянских княжеских городов Галича, Львова и Перемышля прибытие Государя Императора во Львов является актом закрепления воссоединения многострадальных червенских городов. Как Императрица Екатерина II, посещая в свое время белорусские города, повторяла: "Отторженная возвратих", так ныне то же самое может быть сказано во Львове о судьбе Червонно-русской земли.

Будем питать надежду, что появление русского Царя во Львов и червонно-русское торжество, заключающее первый период русских побед, окрылят наших чудо-богатырей на новые подвиги в Карпатах для того, чтобы скорее получили заслуженную свободу попираемые ныне врагом "Русь Зеленая" - Буковинская и Угорская Русь за высокими Карпатскими горами. "Да будет единая, могучая, нераздельная Русь". Эти золотые слова Государя Императора раздаются по всей нашей великой родине, и дальнейшей заботой русской армии будет достигнуто завершение дела собирания земель русских, начатого московским князем Иоанном Калитой с благословения Галицкого уроженца, московского святителя и чудотворца Петра».

0_9b634_f13ad015_XXL.jpg
Такие же настроения царили в те дни почти во всех изданиях, как правых, так и либеральных. Одно из них, издававшееся во Львове, выражало надежду, что визит русского Царя в Галицию, ставит точку в вопросе о Галиции, отныне ставшей «на вечные времена неотъемлемой частью великой Российской Империи», а историческая дата 9 апреля - как великий и незабываемый день единения русского Царя с единоверным и единокровным народом Карпатской Руси, - будет началом новой счастливой поры в нашей жизни, освобожденной от векового насилия и гнета».
Князь Д.П.Голицын-Муравлин, ставший свидетелем царского визита и царивших во Львове настроений, написал по горячим следам стихотворение, разошедшееся по газетам и выражавшее в те дни настроение большей части русского общества:
Счастливый русский день,
тебе да будет слава!
Тобой Галичине дарована заря
Восстановления наследья Ярослава
Глаголом благостным великого Царя!

Алексей Иванов
Политправ