История знает два пути возникновения монастырей: первый путь, - когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь, - когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов, как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути.
В начале XVII Россия погрузилась в пучину безвластия.
Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию. Но с конца 1611 г., когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные. Призывные грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия, расходившиеся из Троицкого монастыря, подняли нижегородцев под руководством их старосты мясника Кузьмы Минина.
Кроме известных Лжедмитриев появилось более десятка мелких претендентов. Каждый из самозванцев сажал в городах своих воевод. Казачьи атаманы служили всем, кто мог их обеспечить, промышляли грабежом.
В ситуации, когда неизвестно какая власть законна, теряли силу святость присяги и честь рода. Росло количество перебежчиков из одного лагеря в другой.
Когда-то Владимир Великий включил эту землю в состав своей державы под названием «Червенские города» — к ним относились Белз, Червень и Перемышль. Как один из главных центров этой Надсянской Руси, выдвинулся основанный еще в конце X века Перемышль.
Перемышльское княжество раз делило общую судьбу Южной Руси — сначала усобицы, потом поглощение Польшей. Не только Надсянская Русь, но и Русь Галицкая, а впоследствии и Надднепрянская, позже ставшая известной как Украина, попали в ХV-ХVI вв. под руку польских королей. И если к востоку от Днепра их владычество было сравнительно коротким, то на западных пределах Руси Речь Посполита господствовала многие столетия, навязывая шляхетские порядки, католицизм и унию, оставив неизгладимые следы на духовном облике русичей.
19–20 декабря 2012 года в Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт» прошли VII Международные научно-практические конференции «Переяславская рада: ее историческое значение и перспективы развития восточнославянской цивилизации» и «Пространство литературы, искусства и образования – путь к миру, согласию и сотрудничеству между славянскими народами».
Организаторами мероприятия выступили областной и городской советы, Институт восточнославянской цивилизации, харьковское отделение Союза писателей России, Харьковская академия непрерывного образования. Инициатором конференции стал НТУ «ХПИ».
На правах хозяев Форума, который проходил на базе Харьковского национального технического университета «ХПИ» председательствовали ректор Харьковского НТУ (ХПИ), профессор Л.Л. Товажнянский.
На Украине про двухсотлетний юбилей Бородинской битвы если и говорят, то стыдливо и отстраненно как о чужой дате. И это вполне объяснимо, ведь подобная историческая веха не вписывается в курс так называемой евроинтеграции.
1 сентября в историческом центре Харькова у Александровской колокольни, воздвигнутой в честь победы над Наполеоном, собрались общественники, для которых день Бородинской битвы является памятной датой нашей общей истории. Александровская колокольня стала символической отправной точкой нашего участия в юбилейных мероприятиях на Бородинском поле.