ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - СВЯТЫЕ ГОРЫ СЛАВЯН
Поиск

unnamed34523545767987567321.gifВозле города Славяногорска, на живописном берегу Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым лесом, расположилась древняя иноческая обитель — Святогорский Успенский монастырь.
Одна из существующих версий его основания предполагает происхождение обители во время возникновения иконоборческой ереси в Византии и связывает его с бегством в русские края византийских иноков.

Произошло это в VIII-IX веках. Большая часть гонимых императорами — еретиками православных иконопочитателей, переправившись через Черное море, нашла приют в Крыму, а часть из них поднялась по рекам Дону и Северскому Донцу далее на север. Свидетельством того времени являются многие, до сих пор существующие, пещерные обители на территории Воронежской, Донецкой и Луганской областей, а также «Жития святых», в частности святого Стефана Сурожского, Феодора Студита и другие. Около 860 года в здешних краях, которые в ту пору входили в состав Хазарского каганата, утвердили и восстановили Святую православную веру равноапостольные братья, святые Кирилл и Мефодий (см. «Жития святых»).
О древности в Святогорье христианской веры говорят и современные археологи: на территории, примыкающей к Святым Горам, были найдены многие предметы, относящиеся к христианскому населению. Погребения возле некоторых городищ (Царино и Зливки), совершенные по христианской традиции, относятся к XI-XIV векам. Памятником этого времени являются сохранившиеся до наших дней Святогорские пещеры — свидетели древних подвигов братии и трудов первых основателей обители.
Позже монастырь пополнился последователями киевских монахов Антония и Феодосия, бежавших от орд хана Батыя.
Есть версия, что в XV веке сюда же пришли монахи и с Афонской горы.
Название «Святые горы» хорошо известно в Москве уже в начале XVI века.
Первое документальное упоминание об этой местности относится к 1526 году, когда русские сторожа и станичники рассказывали германскому послу Герберштейну о статуях и каменных изображениях у Святых гор. С этого времени Святые горы не однократно упоминаются в русских летописях, в Книге «Большому Чертежу», а при Иване Грозном, в 1571 году, в росписях донецких сторож значится: «5-я — Святогорская».
В то время обитель была самым южным русским монастырем в татарской степи, находящимся за «чертою», то есть за границей. С этого времени история Святогорья неразрывно связана с колонизацией степной окраины Московского государства, с историей Слобожанщины, которая зародилась в те времена.
Первое документальное свидетельство о существовании самого монастыря в пещерах Святых гор относится к 1624 году, когда царь Михаил Федорович дал грамоту на пожалование монастырю хлеба и денег от кабацких доходов.
Массово край начал заселяться в середине XVII века, но Святогорье, и ближайший к нему город Цареборисов, были заселены русскими людьми ещё в 1599 году, за 50 лет до освободительного движения под предводительством Богдана Хмельницкого. Постоянные поселения, расположенные на Белгородской засечной черте, располагались на расстоянии около двухсот километров от Святогорья. Это был существующий и поныне город Валуйки. Заселение края и освоение территорий, расположенных к югу от Белгородской черты, должно было лишить татар, как бы сейчас сказали, оперативного простора для осуществления безнаказанных набегов.
До начала XVIII века монастырь не раз подвергался разграблениям от крымских татар и воровских людей, поэтому царскими указами в нем предписывалось постоянно проживать отряду воинов.
«...И ты б Воевода, — писалось в грамоте из Москвы в Чугуев, — велел быти в Славяногорском монастыре Чугуевским служивым людям трем человеком с Белгородскими служивыми людьми вместе..., чтоб они в Святогорском монастыре были с большим бережением, чтоб над ними Татары и воры Черкесы безвестно украдом и обманом какого дурна не сделали...»
Кроме того, Святогорский гарнизон, располагавшийся в недрах меловой скалы, имел четыре пушки для обороны, а монастырский синодик 1710 г. сохранил да наших дней имя монаха-пушкаря Иакова. Московские Государи, обращая особое внимание на Святогорскую обитель, предоставляли ей, кроме денежного и хлебного жалованья, огромное количество земельных угодий. Самая ранняя, дошедшая до нас, царская грамота относится к царствованию Михаила Фёдоровича. Она была пожалована монастырю в 1624 году. В конце XVII века, с уменьшением опасности от татар, иноки спустились из пещер для жительства к подножию скалы, где и были заложены первые наземные храмы. Переселение «на подол» было также связано с трудностями жизни в пещерах, о которых нам говорит грамота архимандрита Иоиля 1679 года: «Он де, архимандрит з братиею, из реки Северского Донца на всякую потребу в монастырь на гору воду носят на себе по ступеням бочками по мере з 200 сажень... и от такия великия скудости в том монастыре старцы не живут, и ныне он, архимандрит з братиею, для зимняго времени и летняго пристанища всяких чинов людям, которыя приходят в монастырь помолиться, под горой на берегу у реки Северского Донца... строит деревянную церковь теплую во имя святых апостол Петра и Павла». Однако, хотя жизнь и сделалась спокойнее в XVIII в., обитель постигали новые беды, в числе которых были и моровые язвы, уносившие жизни многих из Святогорской братии.
Но главная беда случилась в 1787 году. Согласно новой политике секуляризации церковных земель по указу Екатерины II Святогорский монастырь был закрыт, а все его имущество отписано в казну. В 1790 году Святогорское имение было подарено Императрицей князю Таврическому, Григорию Потемкину. В упраздненном состоянии, существуя как приходская церковь, обитель находилась почти 57 лет. Восстановление ее, при деятельном участии новых владельцев Святогорья — князя Александра Михайловича и Татьяны Борисовны Потемкиных, произошло в 1844 году. Первым настоятелем, после открытия, был назначен казначей Глинской пустыни иеромонах Арсений (впоследствии архимандрит), который прибыл в монастырь вместе с некоторыми из числа наиболее ревностных Глинских братий. За короткое время Святогорская пустынь расцвела «яко край сельный». При последующих настоятелях обитель процветала как внешне, так и внутренне, духовно. К ней, как к благодатному месту и источнику живой воды, стекались тысячи паломников из всех уголков России. Цветущее внешнее благосостояние было основой для обширной благотворительной деятельности, которая распростиралась как на паломников — богомольцев, так и на жителей окрестных селений.
Особо Бог в этой обители прославился через Преподобного Иоанна (в миру Иван Крюков), родился в 1795 г., в городе Курске. С детства он горел любовью к монашеству и подвижничеству, но его желание исполнилось только по достижении 38 лет. Похоронив отца и устроив свою мать, он поступил в Глинскую пустынь. Проведя 11 лет в этой обители и преуспев в ней духовно, он в 1844 г, с частью братии перешел в Святые Горы. Много потрудился угодник Божий для благоустройства Святогорья в звании эконома. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой затворился по благословению настоятеля. Подражая древним затворникам, он ежедневно совершал 700 земных поклонов, 100 поясных, 5000 молитв Иисусовых, 1000 Богородичных и другие молитвословия. Кроме того, он носил вериги и жесткую власяницу. От сырости пещерной келии одежда его и солома в гробу, где он спал, истлевали, и их часто переменяли. В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет, причем 5 лет из них — без печного отопления. За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним, Господь при земной еще его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор, где 24 августа 1867 г. мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления. 24 августа 1995 г., венчая всенародное непрерывающееся почитание его, как угодника Божия, совершилось долгожданное прославление преподобного Иоанна Затворника в лике святых. Ежегодно в этот день совершается торжественный многотысячный крестный ход вокруг обители с его мощами. Еженедельно, по четвергам перед Литургией служится святому молебен у его мощей, от которых подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим.
В дореволюционное время в Святогорской обители были почитаемы две чудотворные Святогорские иконы Божией Матери. -009-99775358798786.jpgОдна из них, древняя, находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая — в пещерной Иоанно-Предтеченской Церкви.
Древняя Святогорская икона Божией Матери не сохранилась до наших дней. Она была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 г. Издревле она считалась чудотворной и была украшена сребро-позлащенной ризой. Некоторые жители Славянска получили от нее исцеление. Со времени закрытия монастыря в 1922 г. местонахождение иконы остается неизвестным.
История второй чудотворной Святогорской иконы такова. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскоре по открытии монастыря в 1844 г., очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Образ Божией Матери находился долгое время в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и был благодатно сохранен не только от сырости, но и от пожара. В 1918 г., когда эту икону переносили из села в село, и крестный ход расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью ворвались в дом, убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродьякона Феодота, и приютивших их хозяина дома с дочерью.
В советское время Святогорский образ Божией Матери был сохранен благочестивыми людьми. 4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, эту икону торжественно крестным ходом, который продолжался около 9 часов, перенесли из г. Славянска в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. В настоящее время икона украшена множеством драгоценных подвесок, монет, крестиков, дукачей — все это принесено в дар Царице Небесной как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь многим людям.
Революция 1917 года и приход новой безбожной власти коренным образом изменили дальнейшую жизнь Святогорского монастыря, разграбление которого началось в 1918 году. Все имущество было описано и изъято, кощунства над священными предметами в обители сопровождались избиением и убийством монастырской братии. В короткий срок все насельники были выселены за пределы монастыря, и в 1922 г. советской властью Святогорская пустынь была закрыта, а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса. Дальнейшее поругание обители проявилось даже в переименовании: Святые Горы были названы Красными. В 1927 году, как символ победы и господства революции, воздвигнут памятник Артёму, тем не менее, считающийся ныне памятником архитектуры, и самое большое сооружение такого рода в стиле кубизма. Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня уже был к этому времени взорван. Пришли в запустение и варварски разобраны храмы в Ахтырском, Арсеньевском и Спасовом скитах. В годы Великой Отечественной войны обитель подверглась еще большему разрушению. В 1942 г. с разрешения немецких властей, на короткий период обитель была вновь открыта в качестве прихода, но просуществовала недолго. В 1947 г. взорван кладбищенский Всехсвятский храм, а в 1960-х годах уничтожены все монастырские кладбища. После войны в 1950-х годах главная святыня обители, Успенский соборный храм, в краткие сроки перестроен под кинотеатр, а трапезная церковь Рождества Богородицы — под столовую санатория Артёма. 630_360_1589347315-1599989.jpg
...Однако прошло 70 лет разрухи, и в 1992 г. исполнились пророчества многих Святогорских старцев, которые были свидетелями закрытия обители: монастырь был восстановлен. В 1995 г. с увеличением числа братии началась его реставрация, которая продолжается доныне. На сегодняшний день монастырю переданы все сохранившиеся храмы, бывшие в его ведении до закрытия, строятся новые на месте взорванных, реставрированы обветшавшие здания. А главное — возрождается духовная жизнь монастыря, который становится горящим в молитве светильником Святой Руси, привлекая дивной красотой своих памятников, окруженных чудесной природой, а также стройностью богослужений, присутствие на которых трогает душу и делает ее причастной той силы благодати, которую стяжали на это место многие поколения молитвенников и преподобных, сообщивших своим образом жизни название этой местности «Святые Горы».
В 2004 году монастырь получил статус лавры, и сегодня Святогорская лавра, наряду с Киево-Печерской и Почаевской лаврами представляет собой один из центров духовности Украины, и что немаловажно, являет собой центр духовности именно восточной Украины, которой долгое время приписывали второстепенную роль в духовной матрице страны.
Константин Дворниченко

 

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004