Печать
Просмотров: 1031

PPIC0412.jpg«Детьми разума» — назвал книги Джонатан Свифт. А. Д. Аддекон сказал: «Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду».
Книга — мыслехранилище. Храм слова мысли. Самое ценное изобретение в истории человечества. Мы хотим рассказать о строительстве мыслехранилища и о первостроителе храма. Хотим рассказать о том, как было сделано изобретение и об изобретателе.
Благо у первокниги юбилей. Мы хотим рассказать об «Апостоле» Ивана Федорова и Петра Мальярославца. Дата выхода его 1564 год в Москве и 1574 год во Львове.
А теперь скажите: Иван Федоров — первопечатник российский или украинский? Вероятно, и то, и другое.

Вероятное — очевидно каждому непредубежденному человеку. Каковыми не являются современные украинские националисты. С воистину умным упрямством, достойным лучшего применения, они доказывают «украинскую исключительность» Ивана Федорова.
Но Иван Федоров великий преобразователь общей духовной природы, у которой нет национальности. Великий преобразователь, потому, что обусловил распространение света познания в мире со скоростью печатного станка: спектр же этого света не имеет национальных цветов. Чтобы отчетливо это представлять себе, необходима лишь добрая духовная воля, которой так недостает тем, кто из-за своих личных обид и интересов стремится доказать нам обратное.
Если говорить строго, то самые первые книги были отпечатаны в Москве ремесленниками в типографии или печатке, возникшей в 1533 году. Причем, четыре книги из 7 отпечатанных вышли раньше «Апостола».
Кем были отпечатаны? Со значительным основанием можно предполагать, что Нефедовым, известным самому Ивану Грозному.
Были это, в основном, издания «Евангелия» и «Псалтыря» — основных богослужебных книг, потребность в которых была велика.
Однако, по уровню типографского исполнения, книги эти значительно уступали «Апостолу», изданному в 1564 году Иваном Федоровым во второй московской типографии, первая получила в современной науке название «анонимной».
Итак, «Апостол» вышел спустя семь или восемь лет после первого «Евангелия». Снабжен он был подробным послесловием, книга решила побеседовать со своим читателем, вернее те, кто ее напечатал. Книга представилась читателям: были указаны место и время издания, имена печатников, и даже издателей-заказчиков. В послесловии же излагалась причина издания. Это расширение территории страны, увеличение числа церквей, недостаток в книгах, неисправность текста рукописных книг. Сообщалось также о роли самого царя и митрополита Макария в создании типографии: «дом» для печатания был устроен по велению царя и на средства царской казны. Царская рука оказалась щедрой: он хорошо платил «деятелям»: Ивану Федорову и Петру Тимофееву Мстиславцу.
«Апостол» был начат печатанием 19 апреля 1563 и закончен 1 марта 1564 года.
Мы не знаем, где Иван Федоров и Мстиславец прошли школу печатания: но то, что школа эта была хорошей, вполне очевидно, причем высок был как профессиональный, так и духовный уровень печатников. Проявив исключительную заботу об издании, они постарались придать ему самую высокую художественную форму. Шрифт исключительно ровный, красивый, строки на всех полосах безупречно выключены, два приема нанесения двух красок совпадают с поразительной точностью. Буквицы, заставки, инициалы «Апостола», с гравюры на дереве необыкновенно разнообразны и гармонически сочетаются с полоской набора. Особенно красивы 20 заставок на 48 полосах. Орнаментика по образцам рукописных книг из Троице-Сергиева монастыря и элементы красочного орнамента замечательно органично вошли в черно-белые гравюры на дереве, и так же органически оказались связанными с печатью.
Да, самое высокое профессиональное мастерство, положенное на такую глубокую преданность делу книги, дало выдающееся, оказавшее значительное влияние на последующее его развитие и в Москве и на Украине. Что же до рисунка шрифта, то он звучит московскими рукописными шрифтами.
Оформление «Апостола» в Москве служило сто лет для книжных украшений, во Львове — 200 лет.
Интересно, что название книги было связано с именем Апостола Луки, которому создатели ее приписывали авторство. Просматриваются черты преемственности рисунка с русской иконописной школой. После «Апостола» Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали 2 издания «Часовника» в 1565 году. Однако завистники клеветали на печатников, обвиняя их в ереси.
Федоров и Мстиславец должны были оставить Москву свою «землю и отечество» и переселиться в «незнакомые страны», как пишет Иван Федоров в последствии к Львовскому «Апостолу» в 1575 году. Но видимо Бог и всякое зло может обратить в добро.
Однако во Львове Федоров обосновался не сразу. Вначале они с Мстиславцем жили в Литве. Петр Мстиславец так и остался в Вильнюсе.
В Литве, в Заблудове 17 марта 1569 года было завершено печатание «Евангелия учительного». В следующем году вышел «Псалтырь» с часословом (уже без Мстиславца).
А в конце 1572 или начале 1573 года Иван Федоров со своей семьей прибывает во Львов. Однако вначале ему не удалось наладить печатание книг. Не было средств. «Богатые и благородные миряне», — как вспоминает Федоров, в том же последствии и «Апостол» 1575 года от него отворачивались.
И только простые люди члены львовского православного братства оказали ему помощь.
И вот 15 февраля 1574 года вышел «Львовский апостол» — первая печатная книга на Украине. Издание это строка в строку воспроизводило «Апостола» московского в основной своей части. Послесловие же было достаточно обширно, и представляло собой по существу автобиографию Ивана Федорова, хотя начинается эта автобиография в Москве. Уделил он большое внимание основанию типографии и вопросам книгопечатания. А на самой последней странице — типографская марка на всю страницу. На ней герб Львова и личный знак печатника, под которой подпись — Иван Федоров, друкарь москвитин.
«Апостол» был любимым детищем Ивана Федорова. Подарок же его род человеческий принял с благодарностью, и завещал потомкам.

 

Давид Риссенберг

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2004