ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - КУДА УШЛИ ТРИПОЛЬЦЫ?
Поиск

trip-18.jpgСело Триполье, Обуховского района, Киевской области. На правом берегу Днепра. Несколько раз менялось название — Триполь, Треполь, Комсомилля, ныне Триполье.
По сообщениям прессы в селе Ульяницы Каргопольского района Киевской области намереваются воссоздать облик поселения Трипольской эпохи.
Триполье в энциклопедии Брокгауз-Ефрон заслуживает внимание как упоминаемое в летописи место встречи Святополка, Владимира и Ростислава (1093 год). Перешло к России по Андреевскому договору (1666 год).
В советское время упоминается как место боя партийно-комсомольского отряда с кулацко-нациолистической бандой Зеленого. Археологические открытия рассматриваются исключительно с позиций материалов культуры.


В 1899 году на ХI археологическом съезде в Киеве археолог В. В. Хвойко — первооткрыватель Трипольской археологической культуры — сделал первое сообщение о сделанных им находках. Их отличие от других — близких по месту и времени — дали основание выделить эту культуру и по принятому обыкновению назвать ее по первому месту находки — Трипольской.
Трипольскую археологическую культуру всесторонне изучали и описывали, но исключительно с позиций развития хозяйства и материальной культуры. Только в последнее десятилетие вокруг трипольской археологической культуры нагромаздили невероятное количество предположений и домыслов. Триполье объявлено прародиной шумеров и ариев, первоосновой энеолитических государств, родиной алфавита и вообще местом, откуда пошла история и культура всего человечества.
Между тем, даже без таких вольностей, Трипольская культура имеет право на внимание и дальнейшее изучение. К нашему времени она изучена на значительной территории Румынии, Молдавии, Украины. Открыты и описаны более 2 тысяч памятных мест — городища, керамика, особенно пластика. Обоснованно доказаны высокий уровень развития земледелия, ремесел, домо- и градостроительства. К сожалению, этническая принадлежность, духовная культура малоизучены.
Впечатляет искусство домо- и градостроительства трипольцев.
В пределах Украины открыты и описаны десятки городищ — мест, где располагались «города» трипольцев.
Города строились по единому, четко продуманному плану. Они имели округлую или овальную форму.
157.jpgДома шли вплотную, повторяя круг или овал и составляя несколько таких линий, разделенных небольшими расстояниями (в сто и более метров). Центральная часть оставалась незастроенной и предназначалась, как полагают, для загона скота.
Города имели значительную площадь. В частности, Майданецкое городище (Черкасская область) имеет 270 га, подсчитаны 1575 домов, население города могло достигать 25 тысяч человек.
Жилища сооружались из дерева или лозы, обмазывались глиной и окрашивались (предположительно в красный или желтый цвета). Основной строительный материал — глина. Глиной утрамбован пол, из глины выложены печь, лежанка, жертвенник, место для мастерской.
Жилище-полуземлянка или одно- и двухэтажные дома, средняя площадь дома до 200 метров. Изнутри дом перегорожен, разделен на комнаты. Окна полукруглые, крыша двухскатная. Игрушки или модели позволяют говорить о наличии мебели, в частности, стола, стульев.
Традиция градостроительства была унаследована. Описаны значительные по размерам городища на месте поселений «скифов». Варяги, пришедшие на Русь, называли ее Гардарика — «страна городов». Позднее искусство градостроительства сохранено не было. Или было сметено последующими нашествиями.
Академик Крымский дает Трипольской культуре достаточно скромную оценку: «Наряду с высокими, мощными, блистающими мировыми культурами — Египет, Вавилон — трипольская выглядит скромнее, наивно, даже совсем убого». Вместе с тем, он высоко оценивает ее керамику, роспись, рисунки.
Прибавим и другое. Трипольцы не знали гончарный круг. Изделия лепили, затем обжигали, окрашивали, наносили орнамент — рисованый и вдавленный, но, судя по фрагментам, достигли здесь заметного мастерства. Это указывает на развитие художественного вкуса. Разнообразие изделий — чаши, сосуды, миски, корытца, нечто напоминающее амфару, свидетельствует о развитии хозяйства и уровне быта.
Керамика позволяет предполагать наличие торговых связей с соседями.
Но более весома, значима и загадочна пластика, прежде всего, статуэтки и их фрагменты. Они обнаружены в большом количестве, сделаны из глины, камня, рога, меди, ракушек. Обилие находок, помимо прочего, дает основание видеть в статуэтках украшения, игрушки, амулеты, может быть, проявления верований и даже религии. Они позволяют прослеживать развитие художественных форм, нарастание внимания к изображению тела.
На ранних этапах мастера сосредоточены на нижней части тела — короткие ноги, широкие непропорциональные телу бедра, жировая складка на животе.
На последующих этапах внимание сосредоточено на голове и лице.
Еще позднее статуэтки приобретают художественное значение. Основное внимание уделено соразмерности частей тела, преобладанию вертикали, подчеркнута длина ног. Вместе с тем усиливается стилизация.
В целом, как видим, развитие идет от изображения подчеркнуто тяжелых форм с преобладанием горизонтали — бедра шире плеч — к поиску легких вертикалей отвечающих естественному облику тела.
Статуэтки различны по размерам — от 3 см (их около 70%) к редким экземплярам до 50 см. Преобладают изображения женщин, что может указывать и на культовое значение некоторых статуэток.
Статуэтки дифференцированы по месту находок и приблизительно по времени изготовления. Они дают возможность увидеть трипольцев не как единый этнический массив и не как статичную массу. На примере трипольской пластики можно проследить генетическое развитие эстетических и культовых представлений, связывать культуру трипольцев с культурами земледельческих обществ древнейшей Европы и Передней Азии.
В очень осторожной форме и только предположительно можно сделать попытку выделить этнический облик трипольца. Преимущественный тип трипольца, судя по статуэткам, — круглая голова, крупный нос, сливающийся с линией низкого лба, округлый подбородок, плоские впалые щеки, отсутствие типовых черт монголоида, угрофинна или тюрка. Вполне допустимо относить такие черты к индоевропецам, но вряд ли к ариям и, тем более, напрямую к славянам. Может быть, к «шумерам» с берегов Днепра?..
Почему-то многим авторам импонировала версия о том, что трипольская культура протошумерская цивилизация.
Вот несколько примеров из публикаций последнего десятилетия:
На Украине найдены глиняные таблички с протошумерскими письменами;
Шумеры вышли из причерноморских степей. По другой версии убежали туда...
В Поднепровье (каменная могила под Мелитополем, курган у Великой Александровке на Херсонщине), фрагменты посуды хранят изображение Энгиля (божество шумеров), эпизоды из «Поэмы о Гильгамеше» (шумерский эпос), захоронение «месопотамских» и «трипольских» жрецов;
Делегации шумеров в 2782, 2530, 2517 годах до нашей эры посещали Поднепровье — посетить захоронение «пращуров», «снять копии с сакральных текстов».
В советское время исследователей «ориентировали», прежде всего, на изучение материальной культуры. Так было и с трипольскими древностями.
Вообще же изучению стран Востока и античного мира уделялось больше внимания сравнительно с «местными» культурами. Так было и с трипольскими древностями.
Обстоятельства появления и причина ухода трипольской культуры остаются и вероятно навсегда останутся неизвестными. Здесь возможны только предположения и домыслы.
Полуземлянки и двухэтажные дома указывают на уровень социального размежевания трипольского общества.
Широкий ассортимент орудий труда, разнообразие предметов обихода, плавка и ковка меди свидетельствуют о высоком уровне развития материального производства.
Но самое загадочное в том, что ни разу не было обнаружено оружие. Это может указывать на миролюбие трипольцев, вероятно связанное с их каким-то особым духовным миром.
Их керамика изобилует загадочными рисунками и орнаментами, сакральными символами.
Керамика позволяет связывать трипольцев с носителями земледельческих культур Европы и Передней Азии, но это еще не указывает на их этническую принадлежность. К тому же, это не была единая этническая общность. Пока нет оснований связывать их напрямую со славянами и тем более с предками киевлян.
Статуэтки позволяют причислить их к индоевропейцам, но, возможно, триполье является прародиной ариев, тех самых ариев, которые переместившись в Индию, вызвали к жизни одну из самых блестящих цивилизаций.

 

Семен Авербух