«А-а-ал-ла-ху-у-у э-экбе-ер…»
Окна закрывать бесполезно. Пронзительные голоса муэдзинов все равно пробиваются через вентиляционное отверстие гостиничного номера. Волей-неволей слушаешь вечерний азан – мусульманский призыв к молитве.
Знойный воздух раскален до предела, несмотря на вечернее время. Запах жареных каштанов дразнит проголодавшийся желудок. Звуки и запахи Стамбула обволакивают со всех сторон, погружая в какое-то трансовое состояние.
Наверное, при последней осаде турками Константинополя византийцы вот так же слушали эти древние витиеватые песнопения, доносящиеся из турецкого лагеря. О чем они думали в эти моменты? Чувствовали ли, что империи гордых ромеев пришел конец?
На улице не умолкает шум восточной толпы. Эти звуки гипнотизируют, манят. Только усталость от бесконечной ходьбы мешает выйти из гостиницы на улицу и смешаться с этой бурлящей стихией. Тянет вновь и вновь бродить по узким стамбульским улочкам, вдыхать аромат турецкого кофе, слушать непонятную, но чем-то завораживающую речь…
Но я не для таких прогулок приехал. Точнее, не только для них. Христиане приезжают сюда искать осколки Византии. Айя-София, храм Святой Ирины, Влахерны, мозаики Хоры, Живоносный Источник, храм-мечеть Сергия и Вакха, стены Феодосия… Пыль от некогда закатившейся звезды – великой Империи…
Заказываю тур «По святыням Византии» с турецким гидом. Едем на автобусе, потом загружаемся в катер и плывем по Босфору. На ломаном русском турок-мусульманин рассказывает русским туристам о евангельской истории, о Константине и Елене, о Златоусте и Василии Великом, о православной иконе, о Вселенских Соборах... Наши, в большинстве своем, ничего этого не знают. Слушают, вникают, удивляются.
«Вы ходите в храм?» – спрашивает гид одну из наших женщин. «Нет» – смущаясь, отвечает она. «Почему? В храм нужно ходить, в Бога надо верить. Бог есть», – говорит гид. Я слушаю их беседу и ощущаю, что называется, «разрыв шаблона». Турок-мусульманин проповедует о Боге русским крещеным людям, которые не знают о Боге ничего... Что это, и как это назвать?
В Святой Софии наши, православные люди суют палец в «плачущую колонну», загадывая желания. Под Галатским мостом бросают монетку в воду, чтоб еще раз сюда вернуться… Эх, русичи, русичи! Кажется, впору нам обратить к себе слова Папы Иоанна Павла II, сказанные им во время визита во Францию: «Франция, что ты сделала со своим Крещением?!» Только вместо Франции можно ставить: Россия...
А ведь и выпуклая громада Софии, потерявшая свои купольные кресты, и запустелая церковь Святой Ирины, и древний храм Свв. Сергия и Вакха, превращенный в мечеть, – это молчаливое предупреждение. Предупреждение о том, что народ может потерять свое Крещение и свои святыни. Вспоминаются загадочные слова Спасителя: «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8,18).
Гулять по старому Городу можно бесконечно. Но лучше всего сидеть на лавке напротив Святой Софии и думать о том, какие люди ходили по этой земле и сколько событий она пережила.
Вот VII век до Р.Х. Греки-колонисты расчищают покрытые лесом холмы. Возможно, и ту площадь, на которой я сижу, тоже. Строится город Византий. 330-е годы по Р.Х. – по площади снуют туда-сюда рабочие Царя Константина. Возводится Константинополь. Вот и сам Царь – наблюдает за работами. Сдвигаем курсор истории на несколько десятилетий – и видим святителя Григория Богослова, спешащего в единственную православную церковь города. Все остальные храмы захвачены арианами.
Вот участники Второго Вселенского Собора сходятся в Малую Софию. А вот уже и святой Златоуст, похищенный из Антиохии, идет на свое первое богослужение в столице. VI век – Император Юстиниан в благоговении замирает под куполом Великой Софии и произносит знаменитые слова: «Соломон, я превзошел тебя». А вот и латиняне врываются в город и несколько десятилетий непрерывно вывозят его сокровища. Затем на площадь вновь вступает нога византийского Императора. Но ненадолго – приходит роковой 1453 год. Вокруг Святой Софии и в ней самой – трупы последних защитников Царьграда, в том числе и его Императора. Начинается исламская эпоха Города…
Персонажи византийской истории, о которых читал в книгах, слово оживают здесь, на этой площади. Ощущение непередаваемое. О, эта таинственная связь места с теми событиями, которые на нем происходили!
Несомненно, историю лучше всего изучать на местах исторических событий. Здесь все переживается совсем по-другому.
Посещаю Фанар. Небольшой греческий квартал, где находится резиденция Вселенского Патриарха, и кафедральный собор Святого Георгия. Деньги для строительства храма греки брали в Москве, у Царя Феодора Ивановича... Да только ли на этот собор греки получали деньги у русских? На те средства, которые веками уходили из России на Фанар, можно было бы построить несколько больших городов.
Увы, теперь Вселенский Патриарх ведет войну против Русской Церкви. В храме Святого Георгия, построенном на пожертвования московского Царя, служат с Варфоломеем украинские раскольники, захватывающие храмы Украинской Православной Церкви, которая является частью Русской Православной Церкви. Священников и прихожан УПЦ бьют, выгоняют из родных храмов, оскорбляют – подобные явления стали обычными после дарования украинским раскольникам Томоса. Все это прекрасно известно Патриарху Варфоломею, но он как-то ухитряется жить с этим.
Рассматриваю листовки на свечном столике в патриаршем храме. На русском языке нет, зато есть на украинском. В них написано, какой великий человек Вселенский Патриарх и какой он отец и вождь православных народов.
Эх, Фанар, Фанар... На что надеются твои Патриархи? Некогда потеряв Империю, от которой и зависело их влияние в православном мире, они пытаются восстановить былой авторитет мирскими способами – через продажу автокефалий, махинации с историческими документами и канонами. Но Бог уже некогда посрамил их именно за это! За подкупы, взяточничество, обманы, предательства, интриги, унии. Увы, они так и ничего не поняли. Время идет, ничего не меняется.
Сегодня Константинопольская Патриархия не имеет права поставить на куполе своего небольшого храма даже крест. Но в то же время, как отмечал митрополит Антоний Сурожский, «все усилия прилагает к тому, чтобы стать в глазах всего Запада Вселенской Православной Церковью” с восточным псевдопапой во главе».
Путешествую по городу, перебираясь с европейской части на азиатскую, с азиатской – на европейскую. От Султанахмета до Кабаташ, от Кабаташа – в Бешикташ. Там подкрепляюсь фаршированными мидиями. От Бешикташа – в Кадыкёй (некогда Халкидон, город IV Вселенского Собора) на вапуре (род водного транспорта), из Кадикёй – в Бостанжи на долмуше (маленькое маршрутное такси), из Бостанжи в Эминеню. Хожу по улицам, вглядываюсь в лица тех, кому Бог некогда отдал Город.
Турки, Турция... Сегодня Турция – демократическое светское государство, согласно Конституции. Турция – не Саудовская Аравия и не Эмираты, здесь никого не заставляют строго соблюдать законы шариата. Но тем не менее – спиртного в турецких ресторанах нет, пьяных на улицах не видно ни одного, разврат по телевизору исключен, уважение к старшим на высшем уровне, к браку отношение очень серьезное. Крепкая цивилизация. Жизнеспособная.
Да, в религиозном отношении между ними и нами – пропасть. Мусульмане не признают Христа Богом, не веруют в Святую Троицу, не разделяют христианского учения о Церкви... Но если говорить об обычных жизненных ценностях, я чувствую, что передо мною – братья. У них веками держатся, в общем-то, здравые, традиционные нравственные понятия. Семья и многодетность, обязанности мужчины и женщины, внешний вид женщины и нормы ее поведения, уважение к старшим, защита слабых... В их обществе жива база фундаментальных нравственных понятий, без которых нормальная человеческая жизнь невозможна.
А почему же они так плохо ведут себя в Западной Европе, а порой и в России? Понятно, что вдали от родины они «расслабляются». Понятно, что среди них, как и среди нас, есть не совсем адекватные люди. Но просится и еще один ответ.
Понаблюдав за тем, как мы живем, как одеваются наши женщины и чем занимаются мужчины, как мы относимся к своей собственной религии, они просто перестают нас уважать. И получают моральную смелость и мотивацию не считаться с нами как с людьми.
Если говорить о Западной Европе, будущая культурная и религиозная победа мусульман там несомненна. Уже сейчас христианские храмы в Европе массово передаются мусульманам и переделываются в мечети. В семьях мусульманских мигрантов в среднем от трех до семи-восьми детей, а в европейских – один-два. В постхристианской либеральной Европе набирает обороты пропаганда половых извращений, которые неизбежно ведут к демографическому кризису... Подменив исконные христианские ценности новейшими либеральными, Европа вступила на путь самоуничтожения. Ее территорию постепенно заполняют те, кому Бог вполне может отдать Европу, как некогда отдал Византию.
И, думается, чем больше Россия перенимает худшие, а не лучшие европейские ценности, тем увереннее она рискует встать в очередь за Европой. Чем больше мы позорим Святое Православие – прежде всего, незнанием его, – тем шире распахиваем двери для смуглолицых парней и закутанных в хиджаб женщин.
Они чувствуют себя в России все более уверенно и не могут не понимать: если местный народ предает свою веру и попирает общечеловеческие нравственные правила, он неизбежно исчезает. На месте этого народа поселяются те, кто имеет мощный жизненный потенциал для развития...
Чтоб я не очаровывался Стамбулом, Господь попускает мне небольшую встряску. Таксисты завозят ночью в темную улочку и отбирают наличные. Вот и другая сторона Города – преступная. Как раз такого у нас точно нет – чтобы таксисты настолько нагло и откровенно разбойничали.
Что ж, я ведь для них «кафир». Меня можно... Почему-то пришла на память «туркестанская серия» картин В.В.Верещагина, а именно работа «Торжествуют», где турки лицезреют головы русских солдат, насаженные на шесты. Да-с... С этих бородатых парней станется. Повторяю про себя слова из песни Высоцкого: «Спасибо, что живой».
Последние минуты в Стамбуле. Уже сижу в автобусе, который увезет меня в аэропорт. Вдруг понимаю, что полюбил Город. Да и можно ли было его не полюбить?
Константинополь, столица четырех исчезнувших Империй... Город-старец, за плечами которого уже более 2700 лет... Ты занял в моем сердце какое-то место...
Сам не замечаю, как начинаю разговаривать с Городом и задавать ему вопросы.
Как сложится твоя история в будущем? Будет ли еще когда-нибудь отслужена литургия в Святой Софии? Или твоя миссия в Православии уже давно окончена, и то, что с тобой происходит сейчас, – это жизнь после смерти?
А моя Родина, некогда перенявшая от тебя эстафету Православия, – что она? Поймет ли она то предупреждение, которое Бог через тебя посылает? Русские люди дадут миру последнее в истории масштабное свидетельство об истинном христианстве, как пророчил отец Серафим (Роуз)? Или все закончится тем, что о Боге им будут рассказывать мусульмане?
В ответ на мои немые вопросы муэдзин возглашает с минарета утренний азан...
Сергей Комаров
Православие.ру
Архив газеты "Русь ТРиединая", Москва, 2019