ListenSeeDo - Разработка сайтов, лендинг-страниц, интернет-магазинов!
Русь Триединая - ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ СЕВЕРНОЙ ПАЛЬМИРЫ
Поиск

800px-Alexander_Nevsky_Lavra.jpgИстория знает два пути возникновения монастырей: первый путь, - когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь, - когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов, как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути.

 

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ
История Александро-Невской лавры тесно связана с именами многих императоров России. Само возникновение монастыря на предполагаемом месте знаменитой победы в 1240 году войск святого князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве связывают с императором Петром I. В июле 1710 года император осмотрел место возле Черной речки (сейчас речка называется Монастырка), и решил воздвигнуть монастырь, посвященный Александру Невскому.
В июле 1710 года архимандритом Феодосием при стечении народа здесь был установлен деревянный крест с надписью: "Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь" [Цит. по 1, с. 89]. На правом берегу Чёрной речки было решено строить монастырские строения, на левом берегу - партикулярные, то есть частные.
25 марта 1713 года день освящения первой деревянной Благовещенской церкви в присутствии Петра I стал официальной датой основания монастыря.
С постройкой храма в монастырь стали приезжать из города богомольцы.
Обитель стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий.
Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею "утилитарного" использования монашества для служения миру - он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь он предполагал устроить приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных, госпиталь.

ОЧАГ ПРОСВЕЩЕНИЯraka_nevskogo6.jpg
В 1720 году в Александро-Невском монастыре открылась Типография.
Тут печатались книги против раскольников, наставления, проповеди, позднее - ученые труды и их переводы, богослужебные книги.
Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана распоряжением архиепископа Феодосия в 1721 году.
На основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью.
После екатерининской училищной реформы Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию.
Согласно указам Павла I в 1798 году новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими богословскими учебными заведениями. В 1800- 1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Её выпускниками в разное время стали композитор Пётр Турчанинов, святой Иоанн Кронштадтский.

ПЕРЕНОС МОЩЕЙ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ
Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий. Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новом монастыре.lavra12.jpg
29 мая 1723 года Петр I, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу.
На всем пути следования процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны.
30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с "ботиком Петра Великого" - родоначальником русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.
В честь этого события в календаре Русской Церкви появился праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра.
Раку для них создавали из первого серебра (90 пудов), которое добыли на казенных колыванских рудниках на Алтае. Выполненная в прекрасном стиле барокко, она представляла собой шедевр искусства. Кроме этого, русским людям она ценна еще и тем, что эпитафию для нее составил сам Михаил Ломоносов.
По окончании строительства главного монастырского храма - собора св. Троицы, останки св. князя были торжественно перенесены в собор.
Императрица Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении Епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители где торжественно совершало молебен Святому Благоверному Князю.
В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошел по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Рака с мощами установлена на свое историческое место, доступное каждой душе, притекающей к ней. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы. Вновь покровитель града Петрова Благоверный князь и преподобный муж стал главной святыней Александро-Невской Лавры, ходатаем подвизающегося ныне в ней иночества и труждающихся насельников, многочисленных паломников и прихожан.

ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИlavra2.jpg
18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь "переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою".
Александро-Невская обитель получала высокую честь. Ее жизнь была полна внутренним и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни она совершала устроительную работу для жизни церковной новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невском монастыре - до учреждения Святейшего Синода - были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись для совершения богослужения на кораблях, в госпиталях, в церквях, возникавших в Западной Европе заграничных представительств. Александро-Невский монастырь вырастил у себя духовную школу, которая и ныне существует и осуществляет свою высокую миссию. Обитель немало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской типографии книгами начального наставления о вере и добродетели.
Заслуженные монахи Александро-Невской обители получали настоятельство в провинциальных монастырях.
Монахи Александро-Невской Лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф умер в 1852 г. и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нес монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.
С 1909 года лавра содержит Древлехранилище, хранящее многие вещи, ценные для русского православия.
Александро-Невская Лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием.

АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
Предстательством святого Александра из небольшой деревянной церкви и тесных мазанок монастырь вырос в целую обширную систему величественных и монументальных сооружений. Для удобной связи с Адмиралтейской частью города от монастыря до Новгородского тракта в 1712-1713 годах силами монахов была проложена просека, ставшая впоследствии частью Невского проспекта.
В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами.
Каменное строительство в монастыре началось еще при Петре I. Автором "Генерального плана строения" Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всем отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включенный в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в. 30 августа 1790 г. состоялось торжественное освящение Троицкого собора Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев.
Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».
Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Еще при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом Императора было повелено списать у певчих государя копии "со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам". В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П. И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. Со времен императрицы Екатерины в Лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.
К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. Храмы образуют прекрасный архитектурный комплекс, из красивейших представителей разных эпох. Несмотря на некоторые более поздние добавления, в архитектурном облике Лавры продолжает доминировать барокко XVIII века.

УСЫПАЛЬНИЦА ВЕЛИКИХ
Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.
Александро-Невская лавра стала усыпальницей для членов царской фамилии, как и Петропавловский собор.
Благовещенская церковь стала местом захоронений значительных людей и царственных особ. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова.
В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова.
Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов".
Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.
К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.
В 1717 году в церкви Святого Лазаря была похоронена сестра Петра I Наталья. В Лазаревском некропроле также похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.
С 1806 года в нижнем этаже Фёдоровской церкви начали производить захоронения. Здесь похоронены грузинские и имеритинские царевичи, многие управлявшие монастырём духовные лица.
В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак.
Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

РУССКАЯ ГОЛГОФА
После Октябрьской революции в соответствии с декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" все церковное имущество было национализировано, и уже 13 января 1918 года Александра Коллонтай приказала реквизировать все помещения Александро-Невской Лавры. Монастырское имущество удалось отстоять, но в том же году все жилые помещения перешли в ведение Петросовета. Было организовано захоронение видных партийных деятелей, ныне известное как "Коммунистическая площадка". В феврале 1919 года часть лаврских помещений занял Петроградский Епархиальный совет.
Вплоть до 1922 года Александро-Невская лавра оставалась резиденцией Петроградского митрополита Вениамина. Лишь после его расстрела 7 июля 1923 года президиум Петргубисполкома вынес распоряжение о передаче всех жилых помещений и служб лавры в ведение Губоткомхоза.
С закрытием в 1926 году церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов. Через десять лет все монастырские церкви были ликвидированы. К 1936 году на территории лавры находилось семнадцать учреждений, в том числе две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе, закрытом в 1932 году, помещался склад универмага «Пассаж».
На 1932 год пришелся массовый арест монашествующих -- это была «Страстная пятница русского монашества».
В 1933 году была закрыта Благовещенская церковь. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.
В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры.
Во время "обновленческого раскола" 1920-1940-х годов, основой которого была группа петроградских священников. Лавра на короткое время перешла в руки обновленцев. Но уже в 1923 году епископ Лужский Мануил (Лемешевский), специально присланный в Петроград святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси, для борьбы с раскольниками, вернул братию обители в лоно Православной Церкви. Уже к 1926 году из 115 «обновленческих церквей» осталось только 32.
При митрополите Иосифе (Петровых) Свято-Троицкий собор Лавры становится кафедральным и продолжает пребывать таковым до 1933 года. После закрытия собора в 1933 году в ведении Церкви остается только Свято-Духовский храм, который закрывается в 1935 году.
С этого времени весь комплекс лаврских зданий использовался под хозяйственные цели.

СВЯТОЙ ДУХОВНИК СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙXCGYHUJIKOL.jpg
Во время атеистических гонений в стенах Лавры подвизался в будущем на всю Россию известный старец - преподобный Серафим Вырицкий.
До того, как принять сан, Василий Николаевич Муравьев был крупным петербургским предпринимателем. Неожиданно для современников, фабрикант постригся в монахи, а через несколько лет стал духовным руководителем Лавры.
При постриге в великую схиму иеромонах Варнава был наречен Серафимом.
Отец Серафим пользовался огромным авторитетом - люди ехали к нему за советом из самых дальних уголков Российской Империи. Подвижник закончил свою жизнь в Вырице, а позже был канонизирован.
Сбылось бывшее Василию Николаевичу Муравьеву в 1907 году во сне видение, о котором он помнил всю жизнь: "Виделось мне, будто иду я на богомолье в Никольский монастырь, что близ моей родины в Гороховецком уезде. Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу: впереди меня идет старец с сумой за плечами и в руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Никольский монастырь Старец сказал: "Пойдем, проведу тебя, я туда же иду". Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем отца Серафима и сам спросил его: "Батюшка, вы будете отец Серафим?" "Да, я Серафим", - ответил мне старец и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собою и стали что-то говорить. Но что они говорили между собой, я не мог понять и проснулся". То, чем был преподобный Серафим Саровский для страждущего люда в начале ХIХ столетия, а старец Варнава Гефсиманский на исходе ХIХ и в самом начале ХХ столетия, тем станет старец Серафим - духовник Александро-Невской Лавры, а потом Вырицкий чудотворец на протяжении почти полувека в трагическом средоточии ХХ столетия.
Тысячи новомучеников российских взошли к Престолу Божию в эти годы. Старца Серафима Господь отвел от прямого мученичества, но исповедником он был на протяжении 20 лет. В Лавре ему приходилось исповедовать народ часами, пол там каменный, а отопления не было, на стенах держался иней. Были случаи, когда без перерыва приходилось принимать людей на исповедь целый день. И ноги отказались служить отцу Серафиму. На 20 лет он оказался прикованным к постели.
Старец предвидел будущий мученический конец насельников Лавры и многих ее посетителей. "Ныне пришло время покаяния и исповедничества, - говорил он, - Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: "Терпением вашим спасайте души ваша" (Лк. 21,19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении. Будем помнить, что Бог есть Любовь" (1Ин,4,16) и надеяться на Его неизреченное милосердие". Многим в ту пору советовал батюшка обращаться молитве Иисусовой: "Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех". Старец предвидел усиление открытых гонений, когда вся Россия превратится в единый концентрационный лагерь, и умная молитва Иисусова, которой не забывали его чада, будет добрым средством спасения души, оказавшейся в условиях государства, объявившего войну Самому Господу Богу".
"Апостол Павел пишет: подражайте мне, как я Христу. Человек нуждается в образе для подражания, человек учится на примере подражания кому-то. Даже взрослый человек, а не только молодежь нуждается в примере для подражания. Разумеется, молодежь вообще хорошо воспитывается на примере.
Александр Невский (по титулу Великий Киевский князь) недавно стал символом России и образцом для подражания молодежи. Необходимо в связи с этим думать об образце для подражания предпринимателей. Если рассматривать какие-то образцы, которые можно было бы предложить на конкурс "Имя предпринимателя", то, несомненно, имя преподобного Серафима Вырицкого вышло бы на первое место в этом конкурсе. Серафим Вырицкий был успешный предпринимателем, который не получил состояния по наследству, а что называется "сделал себя сам". Но мы то понимаем, что на самом деле с помощью Божией. Он развил свое дело с нуля, в последствие он имел крупную торговую сеть в различных регионах России, и в странах Европы. Он заботился о своей семье, о родителях. Для него важна была эта забота. Он показал пример того, как надо развивать свое дело. Кроме того, он является образцом духовного совершенствования, он прошел монашеский путь, свои таланты посвятил на благо Церкви. Он достиг в своем духовном развитии вершин, став духовником Александро-Невской лавры. Поэтому он является еще и образцом для подражания духовного развития. Он является сильным святым покровителем. Он показал своей жизнью, что человек может быть и успешным предпринимателем и избранником Божиим одновременно. Именно поэтому такой образец для подражания востребован нашими современными предпринимателями.
На втором этаже Фёдоровского корпуса лавры, в начале 20 века была келья отца Серафима. И вот, теперь его келью отреставрировали, и создали небольшую домовую церковь в честь преподобного Серафима Вырицкого.
Память преподобного Православная Церковь отмечает 3-го апреля.

ЛЕТО ГОСПОДНЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ
Первые тяжелейшие два года Великой Отечественной Войны отрезвили власть и народ, атеистический угар сменился раскаянием, и Бог не замедлил переменить гнев на милость - произошел перелом в войне. После изменения отношения Советской власти к Русской Православной Церкви в 1943 году государство возвращает для организации и размещения Ленинградского Епархиального управления Свято-Духовский храм Лавры.
В 1956 году митрополит Елевферий (Воронцов) добивается возвращения Свято-Троицкий собора Церкви. Свершилось то, что еще недавно казалось невозможным - в храме возобновились ежедневные богослужения.
В 1985 году Церкви был передан Никольский кладбищенский храм.
В храме хранятся останки почитаемого многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира).
Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского - небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер).
Под звон Лаврских колоколов крестным ходом они были торжественно перенесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира.
Возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве). К этому времени монашествующим был частично передан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл.
3 ноября 1997 года был принят устав монастыря, - Лавра начала полноценную монашескую жизнь.
С 1996 года наместником Лавры является — архимандрит (с 2009 года — епископ Выборгский) Назарий (Лавриненко).
В настоящее время Александро-Невская Лавра, ее наместник - архимандрит Назарий (Лавриненко) стремятся к возрождению традиций славной обители. Братию составляет в основном «ученое монашество» - учащиеся и преподаватели Духовных школ. Общее число братии 21 человек, из них 1 архимандрит, 2 игумена, 8 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 2 монаха, 3 послушника. У Лавры есть свой просветительский центр, в котором постоянно проходят творческие встречи, вечера духовной музыки и авторской песни. Есть своя паломническая служба, которая на высоком профессиональном уровне проводит занятиями с экскурсоводами города. На территории Лавры постоянно проходят общегородские православные выставки. Работают "Педагогические курсы", Молодежный отдел Епархии, издательский отдел, большой книжный магазин.
Монастырские стены не являются прибежищем и местом тихой жизни — монастырские стены даются для того, чтобы суета мира сего не разрушила внутренней жизни монашествующих; для того, чтобы дать им возможность, сосредоточившись, отдавать великий благодатный дар людям.
Деятельность любого монастыря сегодня должна иметь практическое приложение, соотнесенное с нуждами всей Церкви, будь то осуществление социальных, благотворительных или образовательных программ.
Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан. Люди идут сюда не только для того, чтобы причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. То, что человек услышит на исповеди в обители, может стать для него руководством в решении многих коллизий и в определении вектора своего духовного развития. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека, стоящего перед необходимостью решения проблем, связанных с семейной жизнью, вопросами общественного устройства, профессиональной деятельностью.
Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18 апреля 2000 года.
История Александро-Невской лавры тесно связана с именами многих царей и императоров России различных времен.
Основанная по воле Петра I, освященная перенесенными из Владимира мощами святого благоверного великого князя Александра Невского, Лавра сыграла и продолжает играть огромную роль в истории не только России, но и Руси.

Р.S.
Праздничный архиерейский хор Александро-Невской лавры отправляется в гастрольный тур по Украине. Он приурочен к 1025-летию Крещения Руси, к 400-летию Дома Романовых и к 300-летию Александро-Невской Лавры.
Организаторы - студия "Православное пение" Эдуарда Вакина и общественная организация "Русь Триединая" при поддержке представительства Россотрудничества в Украине и Генерального консульства Российской Федерации в Харькове.
Выступления пройдут с 1 по 10 марта в городах Харьков, Изюм, Полтава, Киев (5 - 7 марта), Винница, Почаев. Концерт в Киеве состоится в Малом зале Национальной музыкальной академии Украины им. П.И.Чайковского.

Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2013