Печать
Просмотров: 3253

st03_1.jpg

Сибирь новгородцы называли Югорскою землею. Лет за сто до Ермака к Сибири подходили и русские рати. В 1483 г. по повелению Ивана III совершен большой поход московской «судовой рати» в Западную Сибирь. В результате этого похода установилась вассальная зависимость вогульских князей от Московского княжества и Иван III получил титул великого князя Югорского, князя Кондинского и Обдорского. 

Местные жители Сибири вогуличи и остяки были язычниками.

Где-то в конце 15 века царь Мамет основал город Сибирь. Царство Сибирское много лет входило в царство Казанское, а столичный город, так и именовался – Сибирь. Сибирский хан Едигер, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань.

Но Кучум, ставленник Бухарского ханства и узбек по происхождению, совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата и установил свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. 

 

ВЫБОР ВОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Места те были заселены очень слабо, поэтому московские князья давали землю всем, кто брался ее заселить и обработать. Даже от податей освобождали на несколько лет. Самые богатые поселенцы в тех краях были купцы Строгановы.
Благодаря географическому положению Руси и ее неопределенным границам, авангардом колонизаторского движения являлось и казачество.Когда татары жаловались на постоянные набеги казаков, Иван Грозный отговаривался своим бессилием и невозможностью справиться с этими «разбойниками». В промежутках между набегами на орду казаки, чего уж греха таить, на Волге и русских купцов пощипывали.
Однажды Иван Кольцо, Богдан Барабоша, Никита Пан и другие казаки, попали в довольно щекотливое положение: они напали и разграбили недалеко от переволоки ногайских послов и, в том числе, ехавшего с ними русского посла, Василия Перепелицына. Разгневанный Иоанн Грозный положил на них тяжелую опалу.
9-10.jpgНикита Пан отличался своим редким удальством, за что его очень ценил Ермак. Строгановы, наслышанные о разбоях смелой ватаги Ермака, предложили пятерым казакам: Ермаку, Пану, Матвею Мещеряку, Якову Михайлову и Ивану Кольцу служить на государевой службе. В апреле 1579 года Строгановы прислали казакам щедрые дары и грамоту, в которой убеждали отвергнуть «разбойницкое ремесло, которое недостойно Христианских витязей и стать настоящими воинами Белого Царя». Строгановы имели совсем небольшую дружину, а вот земли их были просто огромными, поэтому им было очень выгодно помириться с Ермаком, Паном и остальными казаками, чтобы защитить свои земли от набегов. Так и пришли казаки оборонять Великую Пермь и восточный край Христианства. Приняв на себя обязательства по защите Великих Пермских земель, они подняли свое знамя на берегу реки Волги, кликнули свою дружину и прибыли к Строгановым.
Однако, в казацком войске даже произошел раскол. Часть казаков осталась на Яике и через четыре года после того, как Ермак и Пан ушли на службу к Строгановым, выстроили себе укрепленную крепость. Богдан Барбоша и другие казаки не поверили Государевым грамотам, и такой раскол среди казаков имел серьезное влияние на все дальнейшие экспедиции Ермака. На Яике оставались те из казаков, кто собой олицетворял бунтарский дух и не мог бросить грабежи и воровство. Эти люди не собирались связывать себе руки, служа царю и Строгановым. В последствие казацкое воинство вольных казаков ещё больше обособилось и разделилось на «войско Донское» и «войско Яицкое».
Взял Ермак себе толмачей, которые татарский язык знали, отстоял молебен, икон взял с собой, трех священников, да беглого монаха и 1 сентября 1581 года пошел в Сибирь.
Чердынский воевода Василий Пелепелицын искал случая очернить Строгановых и сообщал, в Москву, что казаки своими разбоями возмутили вогулов. Еще старался он открыть глаза на опасность, которая грозит государству, если сибирский хан захочет отомстить русским за казацкие нападения.
Так как Москва плохо знала настоящее положение вещей, то от царя Ивана Васильевича была послана Строгановым 16 ноября 1582 г. грамота со строжайшим выговором за то, что они, без ведома Москвы, принимали у себя таких разбойников, которые принесли уже столько зла. Строгановым угрожала царская опала в случае, если дела примут неблагоприятный для государства оборот, им приказано было отозвать казаков из Сибири, держать их для защиты границы и ни в коем случае не допускать, чтобы они своими разбоями наводили новых врагов на русские владения.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПОХОД
Но Ермак был уже далеко. Хан Кучум, узнав, что казаки везде разбивают его войска, сам вышел с большою ратью из своей столицы и стал на горе Чувашьей.
Татар было тысяч десять. Было это 5 ноября (23 октября) 1582 г. на берегу Иртыша у мыса, позднее названного Чувашским, в день апостола Иакова, брата Господня по плоти, изображение которого было на знамени полка.37-38.jpg
У самых храбрых дрогнуло сердце, когда увидали Чувашью гору, как муравейник кишевшую татарами. Ермак всех ободрял: «Кого убьют – Бог простит, кто останется жив – царь наградит».
Сотворили казаки молитву и вышли из городка. Бились долго, наконец казаки ранили Махметкула. Татары подхватили его и увезли за Иртыш, а казаки подвинулись вперед.

Так закончилось сражение, перевернувшее ход истории и увеличившее вдвое владения Великой Московии.
Устали казаки от этого боя и не гнались уже за врагом, а пошли в свой городок, сторожей поставили и крепко уснули. Наутро посчитали товарищей — 107 человек убито в бою.
8 ноября (26 октября) в день великомученика Димитрия Солунского казаки во главе с Ермаком взяли Искер (Кашлык, Сибирь). В русской истории этот день считается Днем взятия Сибири.

pokorenie-sibiri-ermakom.jpg

Три дня жил Ермак в Сибири — никто к нему не приходил; казаки начали говорить: «Пропадаем мы тут совсем. И хлеба нет, и пуль мало осталось». Но вот на четвертый день приходит к нему остяцкий князь со своим народом, приносит много мехов и рыбы и говорит: «Я был в бою под Чувашьей горой и увидел, что тебя победить нельзя. Сказал об этом своему народу — и вот мы пришли к тебе с подарками. Будь нашим заступником». За остяками стали приходить с Иртыша и Тобола татары с женами и детьми.
Заняв столицу Сибирского царства, вольные казаки могли вернуться на Русь с богатой добычей. Но казачий круг постановил присоединить разгромленную Кучумову орду к России. Решение круга казаки осуществили ценой своей жизни.
Далее куда бы ни приходили казаки, в большинстве случаев остяки и татары принимали их с post-2-0-64634900-1408398698.jpgпочестями и добровольно приносили положенный на них ясак. Казаки со своей стороны держали себя надлежащим образом, так как хотели внушить уважение к себе и русскому народу.
Ермак никогда не позволял казакам своевольничать и крепко их наказывал. Конечно, бывало, что ожесточенно сопротивлявшихся татар побеждал не числом, а уменьем, а смирившимся велел целовать в знак верности свою окровавленную саблю.
Около речки Паченки, жестокая битва принесла казакам полную победу. Среди убитых был князь, по имени Печенег. Находящееся там озеро было полно мертвыми телами и потому получило название Поганого озера. Составитель летописи пишет, что даже в его время озеро было полно человеческих костей.
Подошел Ермак к остяцкому городку. В этом городке правил князь Демьян, и воинов у него было две тысячи. Ермак стал осаждать крепость, но Демьян держался крепко, и казаки стали говорить: «Бросим, его не возьмешь». Тогда один чуваш, бывший у Ермака провожатым, сказал ему: «Остяки оттого твердо держаться, что идол у него есть золотой. Стоит этот идол на блюде с водою, остяки молятся ему, пьют воду из-под идола и от воды той храбрей делаются. А идол этот будто из Киева достался остякам, когда князь Владимир крещение принял. Отпусти меня к ним. Я украду этого идола и принесу к тебе». Ермак отпустил его. На другой день чуваш приходит и говорит: «Остяки в большом страхе. Поставили они идола на стол, а вокруг него в чашках зажгли серу и жир. Сами стали вокруг стола и все молятся и колдуют: сдаться ли казакам, или еще стоять. К ночи они стали говорить, что сдадутся». Ермак пошел на приступ и взял город. А идола долго искал, но не нашел.
Ермак, если видел, что встречаемый по пути народ живет бедно, то никакой дани не требовал и даже не принимал от них подарков.
Дальше казаки покорили еще несколько остяцких князьков. Взятие главного остяцкого городка Назыма ознаменовалось гибелью атамана Никиты Пана. Ермак тяжело переживал смерть своего друга. Пришел Ермак в Сибирь с восемьюстами казаками, а теперь только триста мог насчитать.
Он послал гонца к Строгановым. «Царя Кучума Ермак одолел. Махметкула в плен взял, и город взял и много других городков». И к царю Ивану Грозному с такой же вестью послал своего атамана Ивана Кольцо. Кольцо поехал смело, хоть и знал, что царь велел казнить за разбой на Волге.

ЦАРСКАЯ МИЛОСТЬ
Но когда Иван Кольцо приехал в Москву, Царь велел молебен служить, звонить во все московские колокола, нищим подал богатую милостыню. Вся Москва радовалась: «Бог новое царство послал», и все только о Ермаке и говорили.
Казаки как для себя, так и для оставшихся в Сибири товарищей получили просимое ими прощение за все прежние преступления. Они были окружены при дворе многими знаками царской милости, каждый получил подарки. ermak2.jpgСлужбой Ермака, Иоанн Васильевич был настолько растроган, что помимо значительной суммы денег пожаловал атаману две брони, серебряный кубок и шубу со своего плеча.
Кольчуга, доставшаяся Ермаку, до этого принадлежала прославленному воеводе Петру Ивановичу Шуйскому, погибшему во время Ливонской войны и вот теперь, Иван Грозный пожаловал кольчугу Ермаку Тимофеевичу.
Сам Иван Грозный так и не узнал ни о судьбе своих посланий, ни о трагическом конце предприятия, в котором Ермак стяжал себе бессмертие. Ни о том, как подаренная кольчуга, может быть не однажды спасшая жизнь Ермаку, сыграет роковую роль в гибели атамана и вновь вернется в Москву.
На новые земли Царь назначил воеводу и вскоре после приезда в Сибирь воеводы в сопровождении 600 стрельцов, но без запасов продовольствия, казаки стали терпеть недостаток. И зимой от цинги немало людей погибло, умер и воевода Болховский.
Не имея возможности одолеть русских в открытом бою, покоренные местные князья стали действовать хитростью. Им удалось выманить по отряду казаков и перебить по частям. Так, попав в засаду с пятьюдесятью казаками, погиб атаман Ивана Кольцо.
Но, даже оказываясь практически в безвыходных ситуациях, Ермак со своим отрядом неизменно выходил победителем в сражениях.
Ремезовская летопись дает при этом описание отважного Ермака и ставит его в ряд с величайшими героями. Она хвалит его проницательный ум и отменное благоразумие, благодаря которым он во всех случаях умел находить быстрое и превосходное решение. Летопись говорит также об его храбрости, в которой, конечно, никак нельзя усомниться после всех приведенных ранее рассказов. Она восхваляет и его внешний вид; был он среднего роста, сильного телосложения, широкий в плечах, имел плоское благообразное лицо, черную бороду, черные слегка вьющиеся волосы и обладал острым взглядом. К этому можно еще прибавить, что во всех предприятиях ему постоянно сопутствовало счастье, которое покинуло его только в минуту смерти.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ
В ту роковую ночь, с 15 на 16 августа 1584 года, после изнурительного перехода на веслах отряд Ермака расположился на острове. Некоторые летописи сообщают, что казаки поставили караул, но караульные заснули. Хан Кучум, который все время издалека следил за движением русских, решил воспользоваться удобным случаем.
Лил проливной дождь, в полночь татары перешли реку вброд, прокрались к шатрам и набросились на спящих казаков. Ермак, не снимавший двух кольчуг ни днем ни ночью, вскочил, саблей стал пробивать путь к лодке, но лодку отбило бурею от берега. Тогда он кинулся в воду и поплыл к лодке. Тяжелая броня  не давала ему плыть, тянула ко дну, а татары пускали в него стрелы. Ослабел Ермак Тимофеевич и утонул под тяжестью двух кольчуг.
Только один казак спасся на маленьком судне и принес в город Сибирь печальную весть о несчастии.
В синодике Тобольской соборной церкви, названо 300 погибших в одно время с Ермаком, которым поется вечная память.
Прибывший новый воевода Мансуров узнал, что Ермак убит. Мансуров построил деревянный городок на Оби. Остяки подошли под городок и хотели его взять. С собой притащили они своего идола Славутея, прислонили к дереву, стали молиться ему. Мансуров приказал выстрелить из пушки в идола. Остяки когда увидали, что идол их разбит выстрелом, стали говорить: «Сильны русские стрелять — даже бога нашего сокрушили. Видно, не одолеть нам их». И больше к городку не приходили.
Когда в Москве узнали о смерти Ермака, царь послал в Сибирь воеводу Чулкова с тремястами человек. Чулков заложил городок Тобольск недалеко от города Сибири. Город Сибирь опустел. В нем никто не стал жить — так он и стерся с лица земли.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Но и после смерти Ермака произошел ряд событий, которые иначе как чудесными не назовешь. В советский период о них скромно умалчивали, а зря.
Татарин, по имени Яныш, внук князца Бегиша, ловил рыбу и увидел человеческие ноги, торчащие из IstSib086_1.jpgводы. Он сделал петлю, забросил ее в воду и вытянул тело на берег.
По дорогой кольчуге, на которой сверкал золотой орел, татары догадались, что это Ермак. Отовсюду съехались князьки отомстить мертвому врагу. Они поставили тело Ермака на помост и в продолжении шести недель пользовались им как мишенью. Хищные птицы стаями носились над нетленным телом, не прикасаясь к нему. Появлялись страшные видения, некоторые из князей сошли с ума.
Испуганные татары решили устроить герою пышные похороны. Причем было убито и съедено тридцать быков. Но и на могиле храброго воина продолжались чудеса. К небу поднялся огненный столб.
Оружие и одежды Ермака были разделены: один панцырь был принесен в жертву в мольбище белогорского шайтана остяков, откуда его потом получил кодско-остяцкий князец Алач, а другой панцырь дали мурзе Кайдаулу. Князь Сейдяк взял себе кафтан Ермака, а сабля с поясом досталась мурзе Караче.
Если мертвый Ермак творил чудеса еще до погребения своего, то они не прекращались и после того. Летописец сообщает, что не только тело, но и платье и оружие Ермака имели особую чудодейственную силу больных делать здоровыми и родильницам помогать во время родов. Они содействовали успешной охоте, и оказывали во время войны помощь против врага.
Кольчуга Ермака больше семидесяти лет хранилась в роду мурзы Кайдаула.
Байбагиш-тайша давал за панцырь десять семей невольников-ясырей, пятьдесят верблюдов, пятьсот лошадей, двести быков и тысячу овец, но Кайдаул не отдал панциря. А, умирая, заповедал сыну, беку Мамету, никому не продавать его.
Тогда Аблай-таша, властитель калмык-хошотов, отправил посла в Москву просить, чтобы оттуда приказали Мамету отдать панцирь. Но Мамет не уступал его. И через два года, в 1660 году, новые тайшины послы пришли с подарками к тобольскому воеводе, чтобы тот велел упрямому беку передать волшебный панцирь Аблаю. Воевода давал Мамету тридцать рублей – «цену не малую».

В 1660 году стрелецкий сотник Ульян Моисеев сын Ремезов ехал к тайше калмыков-хошотов Аблаю. С собою Ремезов вез кольчугу. Он передал ее Аблаю. Тогда же сотник Ульян Моисеев записал рассказ тайши Аблая обо всем том, что произошло после смерти Ермака, и заверил его приложением печати.
og_9513.jpgНа миниатюрах Ремезовской летописи подробно запечатлены обстоятельства посольства и вручения панциря в качестве царского подарка Аблаю-тайше послом У. М. Ремезовым.
Ремезовская летопись
Впоследствии кольчугу Шуйского-Ермака привезли в Москву, в Оружейную палату она хранится вместе со знаменем Ермака. На одной медной мишени кольчуги изображен двуглавый орел, а на другой буквы, в которых узнали инициалы князя Петра Ивановича Шуйского.
В Оружейной палате Московского Кремля, сакральный символ Русской державности Шапка Мономаха соседствует с тяжелой кольчугой, побывавшей во многих сражениях на Западной окраине России под Оршей, когда принадлежала князю Шуйскому и на Восточной окраине, в Сибири. Это тоже важный символ -- броня России, была уже на дне Иртыша, но удивительным образом вернувшаяся в Кремль.

НИТИ РОДОВОЙ ПАМЯТИ
Народное воображение было поражено смелым размахом освоения Сибири. Высшей, почти беспримерной чести удостоил народ казака, погибшего в шестнадцатом веке и всего-то действовавшего на исторической арене три-четыре года: народное сознание соединило его с былинными богатырями. Ему воздвигли памятник в Тобольске.
И во многих местах – на Урале, в Сибири и даже в Казахстане – из поколения в поколение передаются рассказы о Ермаке, и люди с гордостью говорят, что они того же казацкого корня.
Ермак остался героем и в памяти сибирских народов. И не только в народной памяти. Женами первых казаков были пленённые татарки. Атаманы Яков Михайлов, Никита Пан и Матвей Мещеряк. Они дали жизнь распространенным в Сибири и на Урале родам Мещеряковых, Михайловых, Пановых, это прямые потомки казаков Ермака. Под Тобольском есть деревушка Котина, живут в ней многие семьи Котиных, потомков ермаковского казака.
Потомки знаменитого атамана Никиты Пана, в 1775 году стали уральскими казаками и проживали в IMG_4366.JPGгороде Уральске и на форпостах Низовой линии. Например, согласно ревизской сказки Калёновского форпоста Уральского казачьего войска за 1834 год, там проживали:
казак Панов Пётр Дмитриев, 70 лет;
казак Панов Маркел, сын Петра, 28 лет;
Панова Степанида, жена Петра, 70 лет;
Панова Ефимья, жена Маркела, 18 лет.
Моя бабушка по материнской линии Антонина Ивановна  Панова (1910 г 23 июня – 7 е июля 1995 г). Родилась в деревне Вьюхино Арамильского района Екатеринбургской губернии в семье потомственного казака Ивана Степановича Панова и Марии Михайловны (в девичестве Бушуевой)
Иван Степанович был зажиточен, имел мельницу, изготавливал колеса для экипажей, жил в двух этажном доме с паровым отоплением.
Но грянул 1917 й год. Не жаловал казаков троцкий -- считая единственной частью русского народа способной к самоорганизации. По тем временам мой прадед отделался относительно легко, был раскулачен и несколько лет провел в заключении писарем.
У Ивана Степановича была большая библиотека, но ничего не сохранилось, кроме одной книги -- «Евангелие», которую нам передала моя бабушка Антонина.

ОСНОВА ГОСУДАРСТВА
Наши далёкие предки казаки, сверяли свою совесть с «Евангелием» служили и трудились во благо нашей общей Родины. Огромными усилиями собрали и оставили нам огромное наследие от Курил до Карпат. Распад Единого Отечества произошел на глазах ныне живущего поколения. Теперь нам выпал тяжелый жребий собирать потерянное и многим кажется это неосуществимо. Но пример наших предков являет, что с Божией помощью все возможно.
Трудно представить каковы были бы границы России, если бы не казачество, и были бы они вообще?
После покорения Сибири в летописи казачества было много славных дел, которые трудно переоценить. Это и одоление смуты, когда казаки в решающий момент взяли сторону ополчения Минина и Пожарского. Именно они сыграли решающую роль не только в разгроме польских интервентов в Москве, но и в 1613 м году выгнали из Кремля бояр-изменников и привели на Царство45-46_-_копия.jpg династию Романовых. «Казаки, составившие главную военную силу, кричали, что не допустят иного царя, кроме Михаила Федоровича». (Николай Костомаров)
А в 1654 году произошло еще одно знаменательное событие! После семи лет национально-освободительной войны Южнорусского народа Войско Запорожское под предводительством Богдана Хмельницкого присягнуло на верность Царю Алексею Михайловичу.
Государству очень важно правильно работать с народной стихией. Не препятствовать, а помогать, пассионариям реализовать свое призвание.
В 1636 г. было утверждено «советом освященного собора, святейшим Патриархом Филаретом и государем царем Михаилом Федоровичем всеа Русии» прославление казаков в Неделю православия. Синодик и повесть Есипова отмечают, что выбор Бога пал не на «славных мужей» и не на «царских воевод» – «от простых людей» избрал Бог и послал атамана Ермака с казаками.
Казаки и сейчас творят историю, Донецк и Луганск тому пример. Но возможно, если бы Россия в 2014-м была чуть активнее, и доверяла не партнерам из «Партии регионов», а воле русского народа проживающего на Юго-Востоке Украины к воссоединению, то вместе с Крымом с минимальными потерями, он уже был бы если не в составе РФ, то государством Новороссия от Харькова до Одессы. Но об этом мы можем только гадать, ведь история не имеет сослагательного наклонения.
Опыт покорения Сибири Ермаком показал, что когда державная и народная воля, соединяются в единый сплав -- происходят долгожданные геополитические сдвиги. А святитель Филарет, Митрополит Московский определил что: «Сила Государя – в верности Богу, сила государства в верности и преданности своему Государю».

Сергей Моисеев