27-28 июля в канун празднования Крещения Руси и памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Патриарх Кирилл посетил Украину с уже ставшим традиционным пастырским визитом.
Критики, отмечая, что количество людей в этом году на встрече с Патриархом уступало его прошлым визитам, объясняют этот факт снижением популярности нашего архипастыря. На самом деле, если первые визиты были явлением экстраординарным, это был своего рода прорыв плотины, и Патриарха всюду окружало людское море десятков тысяч людей, то сейчас, когда визиты Святейшего приобрели, системный характер все вошло в привычное русло.
И, тем не менее, со всей Украины в Киев отправились тысячи людей. Харьковчане, многие миряне, бросив свои дела, в общей сложности на пяти автобусах выехали на встречу со Святейшим Архипастырем. На одном из автобусов в Киев прибыло Харьковское отделение Верного Казачества.
Многие миряне, бросив свои дела воспользовались возможностью в течении двух дней совместно помолиться со Святейшим Патриархом Кириллом, Святейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.
Выехав из Харькова, мы знали, что в Киеве в ближайшие дни обещают дожди, прогноз был неутешителен. Но по опыту уже знали, тучи рассеются.
Действительно на Владимирской горке перед прибытием Патриарха на молебен паломники попали под проливной дождь, но перед прибытием Святейшего дождь прекратился, а во время молебна тучи рассеялись, и открылась дивная картина, над нами засияло солнце, а вокруг над Киевом еще слышались раскаты грома. В то время, как на Владимирской горке разносилось раскатистое приветствие: “Кирилл — наш Патриарх!”
В своей проповеди перед собравшимися Патриарх отметил: «Сегодня наследники Святой Руси живут в разных государствах, самостоятельно продолжая свое историческое бытие в пределах собственных национальных образований. Но сила наша всегда остается в Святой Руси, которая живет в наших сердцах, в наших умах. И это вовсе не ностальгия по прошлому — это тот духовный «генетический код», который мы впитываем с молоком матери. Это та система духовных ценностей, которая объединяет наследников Святой Руси. И пока Святая Русь живет в наших сердцах, и народы наши, и государства наши будут развиваться по пути, который предвидел и предопределил князь Владимир. Это путь, соединяющий духовное и материальное, Божественное и человеческое, небесное и земное.
И верим, что великий равноапостольный князь сегодня с нами. Он слышит наши молитвы и предстоит Богу, дабы в сердцах его наследников постоянно отображались величие и красота идеала Святой Руси. И мы молимся об этом и верим, что Господь приклонит по этим молитвам милость к нам, недостойным.»
Покидая Владимирскую горку Святейший Архипастырь шел сквозь стройные ряды казаков, среди которых стояли и наши Чугуевцы, представители фонда им. Генерала Кутепова и внучатый племянник легендарного белого генерала Александр Кутепов.
Думалось — как все возвращается на круги своя — жива Святая Русь! После молебна Харьковчане вместе с представителями киевского Православного Событие братства им. Александра Невского и Верного Казачества прошли крестным ходом до Свято Успенской Киево-Печерской Лавры.
На следующий день 28 июля в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.
Помимо пастырского слова, многочисленных молебнов, которые совершал предстоятель Русской Православной Церкви, особенным смыслом был наполнен ряд, так называемых нецерковных встреч Патриарха и руководителей различных отделов МПЦ, в которых ясно и недвусмысленно были раскрыты основы новой философии православной церкви.
Для представителей самопровозглашенного Киевского патриархата и сторонников отделения украинской церкви от РПЦ визит московского патриарха стал поводом обвинить русскую церковь в намерении подчинить Украину воле Кремля. Ведь в 2010 году Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, устанавливающий новую общую памятную дату — День крещения Руси.
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в одном из своих выступлений напомнил, что визит Патриарха Кирилла на Украину — пастырский, что сам Кирилл в нескольких своих выступлениях повторил — «он является Патриархом всей своей паствы, а паства его многонациональная, в разных государствах, имеющая разные политические убеждения...».
Русская православная церковь — это не церковь только Российской Федерации. Нет «Российской» православной церкви, есть Русская.
Видеомост Москва Киев “День Крещения Руси — символ культурного и духовного единства наших стран” организованный РИА Новости собрал представителей общественности России и Украины к участию были приглашены и представители Харькова.
Общественную организацию Русь Триединая представлял автор этих строк Сергей Моисеев, а также председатель фонда им. Генерала Кутепова Николай Ганжа. Киевский продюсер Юрий Молчанов рассказал аудитории, что праздничные концерты пройдут одновременно в столицах трех братских славянских государств — в Киеве (на Певческом поле), в Москве (на Поклонной горе), и в Минске (в Доме Москвы. В рамках празднования на больших сценах выступят представители творческой элиты, богословы, историки, популярные музыканты.
Член Патриаршего совета по культуре архиепископ Ионафан в ходе телемоста обратил внимание на то, что внутри церковной ограды идут непростые процессы. Отметив: «нельзя забывать о единстве русской православной церкви по всей территории ее канонической ответственности. Архиепископ напомнил, что “есть силы, которые этому противодействуют, силы чужеверия”. Он призвал братские народы сказать “нет” всем сепаратистским церковным устремлением, разрушению духовного единого пространства на всей канонической территории нашей православной церкви.
Архиепископ Тульчинский и Брацлавский будучи представителем УПЦ МП известен как убежденный сторонник единства с Русской Православной Цековью. Тема, которую поднял владыка Ионафан была продолжена на круглом столе «Святая Русь: взгляд в будущее», организованном в рамках международного культурно-информационного проекта «Святые лавры Руси православной». Инициаторы Круглого стола поставили перед собой цель консолидировать усилия экспертного сообщества, православной общественности, структур гражданского общества, государственных органов и СМИ по поиску ответов на вызовы и угрозы, перед которыми оказалось Православие на Украине и в мире.
Одним из самых резонансных стало выступление лидера общественной организации «Единая Одесса» Валентина Чернова, который затронул тему итогов работы Собора УПЦ в июле этого года. «Сегодня как никогда остро стоит вопрос о потенциальном расколе в Русской Православной Церкви на Украине, который на первом этапе может проявиться в дистанцировании УПЦ от РПЦ. Такой вывод можно сделать, изучив решения последнего собора Украинской Православной Церкви, (который состоялся 8 июля 2011 г.) направленные на укрепление самостоятельности с перспективой получения признаков поместной Церкви.
Первое, что беспокоит в новой редакции Устава УПЦ — лишение возможности архиереев, священства и мирян обращаться в Высший Церковный суд РПЦ. Вместо него правами церковного суда высшей инстанции наделяется Собор епископов УПЦ. Второе, “Ухвала” Собора УПЦ четко указывает на отсутствие, по мнению ее авторов, необходимости согласовывать новый Устав с Патриархом Московским и всея Руси. Третье, Собор УПЦ подтвердил все решения, принятые за последние годы Священным Синодом УПЦ, в том числе и по осуждению, да и вообще самой формулировке такого понятия, как «политическое Православие». И уже сегодня церковные чиновники, авторы понятия «политическое Православие» подвергают репрессиям ревнителей единства с Русской Православной Церковью.»
Недавно решением Синода УПЦ был отлучен от церковного молитвенного общения председателя Союза Православных братств Украины В. Б. Лукьяник. Всем известно, что на протяжении многих лет Валентин Борисович боролся за укрепление канонического единства РПЦ на Украине.
Сторонники автокефалии обычно ссылаются на то, что мы живем в разных государствах.
Но для Церкви важнее не государственное, а церковное законодательство, священные каноны. Епископы Украинской Православной Церкви не могут решить такой общецерковный вопрос, как принятие новой редакции Устава УПЦ МП без согласия Предстоятеля своей Поместной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Именно этот пункт и вызвал критику Одесской и Донецкой епархий. «Церковь идет не туда», заявил во время своего выступления делегат от Донецкой епархии Виктор Нусенкис, один из главных спонсоров УПЦ.
Накал страстей вокруг принятия нескольких существенных изменений в уставе УПЦ МП, усиливающих ее независимость от РПЦ, привела к тому, что предшествующий поместному собору архиерейский собор принял решение отложить одобрение разработанного в 2007 году Устава об управлении УПЦ, создав особую комиссию во главе с Донецким митрополитом Илларионом по доработке и согласованию устава. Поскольку владыка является приверженцем единства Украинской и Русской Православных Церквей то следует ожидать, что в этот документ развеет наши опасения.
Но все же возникает вопрос. А может быть действительно, Украинская Православная Церковь созрела до автокефалии? Чем может быть продиктовано требование автокефалии в условиях, когда Русская Православная Церковь переживает лето Господне?
Благословит ли Бог разрушать единство церкви? Единая Церковь — это риза Господня, о которой ныне бросают жребий, ссылаясь на то, что и Русская Православная Церковь некогда получила автокефалию от Константинополя.
Но тогда, это было обусловлено исторической необходимостью, ведь Константинополь был захвачен турками, и связь с Матерью Церковью была затруднительна. Нынешнее желание обособиться от Русской Православной Церкви, окончательно превратив УПЦ в свою вотчину, иначе как греховным не назовешь. Ведь грех – это то, что разрушает наши отношения с Богом и друг с другом, то есть, рассекает члены Тела Христова.
В России при всей своей падшести, грех еще называют грехом, а не нормой. Поэтому в России сохраняется большой потенциал для возрождения, и здравая часть народа отчаянно сопротивляется греху, и тому, кто его тиражирует. Россия, единственная в мире страна, которая при необходимости и силой оружия может отстоять Православие и защитить нас.
В нынешних условиях на Украине требования автокефалии продиктованы не реальной необходимостью, а амбициями. Требование «незалежности» как самоцели впервые выдвинул падший ангел денница – Я аки Бог! Воскликнул он и эхо этого возгласа до сих пор тревожит землю.
Если сторонники единства Церкви на Украине клеймятся за «Политическое Православие». Тогда нужно заклеймить в учебниках истории православные братства и казачество, ставших на защиту канонического православия в XVII веке, убрать с пятигривенной купюры портрет Богдана Хмельницкого. Те, кто сейчас пытается соперничать с Москвой, пусть сначала отменят благословение святого митрополита Петра (уроженца Волыни).
В течении 20 лет власти Украины периодически пытались подчинить Церковь своим политическим интересам. В 2008 году Ющенко предпринял отчаянную попытку переподчинить УПЦ МП вселенскому Патриарху Варфоломею.
Политический раскол - царапина по сравнению с расколом духовным, и эта царапина при смене власти в стране и разумной политике может затянуться за несколько лет.
Ющенко (и те силы, которые он олицетворял) понимал, что власть от него необратимо ускользает, и поэтому он стремится сделать свои эфемерные сиюминутные достижения — это незаживающая рана на века. К чему мог привести успех его предприятия страшно даже вообразить. Многие приходы стали бы переходить под прямое управление московского патриархата, опять стали бы захватываться храмы, оскорбляться чувства верующих и могло дойти до кровавой бойни.
Но тогда ответ Вселенского Патриарха прозвучал так: “Это разделение разрушает не только духовное, но и гражданское единство украинского народа. Оно несет в себе очевидные проблемные последствия для будущего Украины”.
В переводе с дипломатического это могло звучать так — отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. (Лк.4:8) Сейчас, не смотря на все происки врагов, духовное пространство Руси, которое выше пограничных столбов сохраняет свое единство. Мы знаем, что по определению Церковь есть духовно-мистическое тело Христово, а глава церкви Христос, и мы наблюдаем очередную отчаяннейшую попытку разорвать ризу Господню.
Ведь, если бы Украинская Церковь получила автокефалию, то вследствие этого Патриарх Московский лишился бы титула патриарха всея Руси. И Русь могла погибнуть, ведь Русь создана по Богоподобной формуле Триединства, и уничтожение одной из частей означает только одно — неминуемую гибель всей Руси.
Важным сдерживающим фактором, препятствующим созданию автокефалии, является не только мнение Москвы, но и воля Православного народа Украины, который не разделяет энтузиазма некоторых церковных иерархов, ведь миряне-русофобы, которым не по силам на Литургии поминать Патриарха Московского и Всея Русь уже давно переметнулись в раскол.
Сторонники автокефалии обычно ссылаются на историческое первородство Киева. Иоанн Креститель, обращаясь к фарисеям и саддукеями говорил: «И не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:1,7,9,10).
Кто виноват, что Киевляне братоубийственной рознью навлекли на Русь монгольское иго. И вследствие этого центр русского Мира навсегда переместился в Москву (четвертому Риму не бывать).
Конечно, нельзя совсем обойтись без потрясений, периодически Господь отделяет зерна от плевел, возникают такие ситуации, которые высвечивают все, когда никому не уйти от выбора. Уже сейчас, как пишет заведующий отделом Украины российского Института стран СНГ Кирилл Фролов: «Борьба с навязываемой “оранжевым меньшинством” в УПЦ МП автокефалистской версией Устава УПЦ выявила настоящих лидеров борьбы за единство Русской Церкви — митрополита Донецкого Илариона, епископа Белгород-Днестровского Алексия, архиепископа Тульчинского Ионафана, братию Святогорской Лавры, Св. Никольского и других донецких монастырей, известного богослова, церковного историка и публициста протоиерея Андрея Новикова, мирян Виктора Нусенкиса и Вячеслава Богуслаева.»
И во времена пророка Илии существовало два Израиля. Один следовал за Ваалом, а другой за Богом. Как и во дни Илии, мы в настоящее время переживаем страшное отступничество. Тем не менее, у Бога и сегодня есть «семь тысяч», которые «не преклонили колена пред Ваалом». Эти люди являются Его верным Остатком, Его Израилем по духу.
Церковь, являясь духовно мистическим Телом Христовым, состоит не только из внешней иерархии, но и из сонма общих святых и воцерковленных мирян. Молитвы простых благочестивых бабашек о Церковном единстве не видны гордому глазу, но их молитвы видит Бог.
Предстательство святых за церковь земную и духовная чуткость мирян, как показала история, бывает решающей. За тысячелетие наша Церковь не раз подвергалась серьезным испытаниям, а нынешние нападки церковному кораблю, как слону дробинка — “и будет одно стадо и один Пастырь. “(Ин.10:16).
В руках Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла посох митрополита Петра, который подавая свое архипастырское благословение, пророчески говорил благочестивому князю Иоанну Даниловичу Калите: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой (Москва) будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем».
Архив газеты "Русь Триединая", Харьков, 2011