Печать
Просмотров: 504

imp1318174317_--71.jpgСколько споров ведется о том, что такое украинская элита, была ли она когда-либо и кого к ней можно отнести! Ах, как хочется видеть среди предков и богатых, и родовитых, и образованных, и при этом не иноземцев и иноверцев! Родовым гнездом именно таких аристократов является город Острог, ныне находящийся на Ровенщине, в 55 километрах от областного центра. Когда-то там жил род, способный прославить любую страну — русские князья Острожские. Которые явили пример стояния в истине, когда их соплеменники дворяне массово отрекались от своего народа (подробно о том как это происходило, мы писали в прошлом номере).


ЗАМОК И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
Впервые Острог упоминается под 1100 годом в Ипатьевской летописи, хотя поселение возникло раньше. На территории замка найдены следы древнерусского городища. Деревянные укрепления были полностью уничтожены монголами в 1241 году. Пустовало это место не четыре века, как на Слобожанщине, а всего лет шестьдесят—семьдесят. Первый достоверно известный князь из династии Острожских — Даниил (ум. ок. 1386 г.) — восстанавливает на Судной (Замковой) горе разрушенные ордой укрепления, и с тех пор его потомки владели Острогом почти три века.
Что же сохранилось от тех времен? Что может увидеть попавший в город турист? Прежде всего замок, расположенный на небольшой (0,7 га) овальной площадке на вершине холма. Сама природа здесь позаботилась об обороне места: южная и восточная стороны замка выходили на крутой склон более чем 20-метровой высоты, а северная и западная части отделены от города глубокими рвами на основе когда-то существовавшего оврага.
В ансамбль замка входят сегодня четыре основных сооружения: жилая оборонная башня (практически не представленный нигде больше в Украине донжон) — «Вежа мурованная», четырехстолпная Богоявленская церковь, Новая башня и колокольня 1905 года, князей не помнящая. За пределами замка сохранились Луцкие ворота (ныне — музей старопечатных изданий) и Татарская башня. Все остальные памятники города построены совсем в другое время и напоминают о польском владычестве и когда-то знаменитой на всю Волынь еврейской общине.
Кто же жил в замке? Острожские вели свой род от Рюрика по линии Владимира Мономаха и волынских удельных князей. Даниил, князь холмский, был участником восстания 1341 года против польского короля Казимира ІІІ Великого. Кukbase_1_1198784744_23693.jpgнязь Федор Данилович Острожский был в конце XIV века луцким воеводой. В 1386 г. грамотой, данной 11 мая в Луцке, литовские князья Ягайло (польский король Владислав ІІ Ягелло) и Витовт (Витаутас) отдали в наследственное владение Острог с уездом и городами Заславом, Корцем и Хлопотиным князю Федору Даниловичу и его потомству. Он сражался против Тевтонского ордена со своим отрядом в Грюнвальдской битве в 1410 году.
В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство святым князем введен был особый прием: гуситский строй — таборы, усвоенный украинским казачеством.) В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж, и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами. В 1440 году по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодор, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине ХV века в глубокой старости (С. М. Соловьев в «Истории России» считал годом его кончины 1483). Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа). Прославление, очевидно, было в конце ХVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальнофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».
Василий Федорович Острожский (?—1450), он же Василий Красный, туровский наместник, основатель Дерманского монастыря на Волыни. От него пошло две линии князей — линия Георгия, положившего начало роду князей-католиков Заславских, и Ивана, которая осталась преданной православию. И именно она прославила род Острожских.
ГЕТМАН ЛИТОВСКИЙ
Konstanty_Iwanowicz_Ostrogski_11.PNGЕго сын князь Константин Иванович Острожский воевал на стороне Литвы против московских государей Ивана ІІІ и Василия ІІІ, но горой стоял за русское население и православие на землях Великого княжества Литовского. Он выстроил в Вильно две православные церкви и основал немало монастырей. В 1497 году за победу под Очаковом над крымским ханом он был награжден специально учрежденным по этому поводу званием Великого Гетмана Литвы.
Он был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. До самого взрыва собора в 1941 году, можно было видеть его роскошное надгробие.
С середины XV века усилилось влияние католической церкви в Литве. Многие православные магнаты в связи с этим предпочитали переходить на службу к единоверному Московскому великому князю. Соответственно, Москва получала основания претендовать и на их владения. Польский король и Литовский великий князь Казимир IV Ягеллончик настаивал, чтобы великий князь Иван III не принимал перебежчиков, но тот не только игнорировал эти требования, но и начал войну против Литвы.
Государь заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В 1492 году татары вторглись в литовские владения и захватили Киев. В этот момент умер король Казимир. В Польше королем избрали его старшего сына Яна Ольбрахта, а в Литве великим князем — младшего сына Александра. Между братьями вспыхнула вражда, подрывавшая литовско-польский союз. Сын Ивана III Василий воспользовался благоприятным случаем и вторгся в Литву. Пока татары стояли в районе Киева и Чернигова, московские и союзные им рязанские рати заняли Мещевск, Серпейск, Опаков и Вязьму. Александр не имел сил сражаться на два фронта и заключил мир с Москвой в 1494 году, женившись на дочери великого государя. В результате к Московскому великому княжеству были присоединены Чернигов, Рыльск, Новгород-Северский и ряд других городов.
В 1500 году Иван III начал новую войну против Александра. Главная русская рать под командованием боярина Юрия Захарьича Кошкина взяла Дорогобуж. Ему на помощь подошла тверская рать князя Данилы Щени. Они соединились в 5 км к западу от Дорогобужа на Митьковом поле у реки Ведроша. По данным летописей, только убитыми литовское войско потеряло 8 тысяч человек, а несколько тысяч во главе с гетманом Острожским попали в плен. Князь Константин Иванович принял присягу на верность государю всея Руси.
Его отвезли в Вологду, и в 1506 году он выразил согласие принять подданство государя, за что получил сан боярина, но год спустя бежал на родину и вновь возглавил литовское войско, которое в то время состояло преимущественно из православных жителей Украины и Белоруссии.
Можно ли считать двойную смену присяги предательством делу православия? Пожалуй, нет. Тогда в порядке вещей было уходить от одного государя к другому. Кроме того, князь Острожский клялся в верности Ивану III, а не его сыну Василию III, который занял трон незаконно, обойдя своего племянника Димитрия. Тот еще при жизни деда был венчан на великое княжение, а Василий за свое долгое правление так и не удосужился пройти обряд помазания. При этом великий князь литовский (затем — и польский король) Александр Ягеллончик был женат на сестре Василия Елене Ивановне, которая сохраняла православие. Точно так же менял государей родственник Острожского кн.Михаил Глинский с братьями. Все войны Руси и Литвы того времени вполне можно считать междуусобицами, но некоторые современные историки-националисты думают иначе.
8 сентября 1514 года князь Острожский разгромил московское войско под Оршей. Литовское 35-тысячное войско (в его составе была и польская тяжелая пехота) во главе с князем Константином Острожским переправилось через Днепр и утром 8 сентября было уже на левом берегу. Московский воевода Иван Челяднин рассчитывал атаковать неприятеля сразу после переправы, пока литовцы не успеют выстроиться в боевой порядок, отрезать их от мостов и уничтожить. Однако кн. Острожский успел занять оборонительную позицию.
Московская конница под командованием воеводы Михаила Голицы повела наступление на левый фланг литовцев, но была контратакована литовской конницей. Литовская кавалерия во главе с кн. Острожским на их плечах врубилась в строй пехоты. В это время лево-фланговый отряд московской конницы опрокинул литовскую конницу, но попал под огонь артиллерии. Во фланг его атаковали польские латники. Московская конница была прижата к болотистой долине реки Крапивны и почти полностью уничтожена. Остатки рати Челяднина и Голицы отступили к Смоленску. Но сил для взятия Смоленска у Константина Острожского не осталось. Когда литовский гетман убедился, что дальше двигаться не удастся, он также отступил. Выигранное генеральное сражение не принесло Литве победы в войне.
Современные идеологи национализма в Украине и особенно Белоруссии считают битву под Оршей одной из главных вех борьбы с «московской агрессией», а военно-исторические клубы любят ее реконструировать. Но стоит ли прославлять событие, после которого начался процесс ополячивания и окатоличивания оставшихся под властью Литвы и Польши земель?
ТИПОГРАФИЯ И АКАДЕМИЯ
Сын литовского гетмана Константин-Василий был вынужден всю жизнь бороться за самобытность своих земель. Во время Люблинской унии 1569 года он рассчитывал добиться равноправия Руси с Литвой и Польшей, но проиграл. Трижды он претендовал на престолы: когда угасла династия Ягеллонов (1572) и после смерти Стефана Батория (1586) князь был одним из кандидатов на польский престол, а в 1598 году, с кончиной царя Феодора Иоанновича, как троюродный брат Ивана Грозного — и на российский.
Именно князь К.-В. Острожский (ум. в 1608 г.) принял бежавшего из Москвы первопечатника Ивана Федорова. 4d2de8568bb0db410b501551ab0db0e8.jpgВ 1581 году благодаря меценатству князя появилась Острожская Библия, которая состоит из 76 книг Ветхого и Нового Заветов (по сравнению с нынешними изданиями церковнославянской Библии в ней недостает только «Послания Иеремии»). Как и все издания Ивана Федорова, Острожская Библия набрана и сверстана безупречно. Объем текста оценивают в 3 240 тыс. печатных знаков. Тираж был по тому времени огромен: по некоторым оценкам, от 1000 до 1500 экземпляров. Князь послал несколько экземпляров папе Григорию XIII и царю Ивану Грозному, который передал один из них английскому послу для королевы Елизаветы. Эта Библия, по сути, являлась официальной редакцией славянской Библии до 1740-х годов, когда была подготовлена исправленная так называемая Елисаветинская Библия, используемая и поныне.
Иезуит Антонио Поссевин в 1581 году писал папе Григорию ХІІІ: «Князья русские, как Слуцкий и Острожский, имеют свои типографии и школы, которыми далеко и широко распространяется схизма (православное вероучение — Д. Г.)».
Учреждая школу («академию») в Остроге, защитник православия князь Константин-Василий Острожский сделал первую на Руси с ХІ века попытку привлечь к служению Церкви греческую и латинскую ученость. Первым ректором школы был Даниил Герасимович Смотрицкий (отец автора знаменитой грамматики), а первыми учителями — «греческие дидаскалы» (педагоги), за которыми князь посылал к патриарху Константинопольскому уже после основания училища. Здесь сначала преподавались славянский и греческий языки, позднее начали изучать и латынь. В школе собралось довольно много юношей из родовитых семей и людей простого звания. Среди ее выпускников — будущий гетман Сагайдачный.
Вот что писал автор «Перестроги» о деятельности Острожской школы: «Зачим Православие наше начало было просиявати яко солнце; люди ученые почали были в церкви Божией показоватися, учители и строители церкви Божией и книги друкованые почали множитися: що бачучи Святейший Патриарх, тым частей призирати почал и дидаскалы мудрыми обсылал». Школа вела успешную борьбу против окатоличивания Волыни. Так, в ответ на антиправославные сочинения иезуита Замойского, в 1588 году напечатано было в Остроге две книги: «Исповедание об исхождении Святого Духа» и «История о листрийском (разбойничьем — Д.Г.) или Флорентийском соборе, вкратце, но справедливо написанная». Тогда же, в 1588 году, острожский священник Василий напечатал в защиту православия сочинение «О единой истинной православной вере и о Святой Соборной Апостольской Церкви».
Князь К.-В. Острожский имел тесные связи с восточными патриархами и пользовался их помощью для блага Острожской школы. Патриарх Александрийский Мелетий, имевший сведения о тяжелом положении православия в западной России, направил в помощь волынскому магнату архимандрита Кирилла Лукариса — известного православного богослова, впоследствии патриарха Александрийского, а затем Константинопольского.
В середине 1590-х годов, в период введения Брестской унии (1596), Острожская школа переживала кризис. Сам князь решительно осудил униатов. Деятельность Острожской школы и типографии по-прежнему продолжалась и после кончины К.-В. Острожского, последовавшей в 1608 году. Школа была упразднена лишь в 1622—1624 годах, но типография существовала до 1640 года. Сейчас в Остроге вновь работает частный вуз под названием «Острожская академия».
Сыновья князя Иван и Александр еще оставались православными, а вот внучки уже стали католичками. Род Острожских и слава православной учености завершились. Украина осталась без местной аристократии вплоть до усиления казацкой старшины.

 

Дмитрий Губин

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2007