Печать
Просмотров: 544

-09876545676545675456.jpgВ начале 1941 года делегация советских военных чиновников и конструкторов приехала в Германию. В ходе визита немцы продемонстрировали образцы своей лучшей, на то время, бронетехники.
Советские специалисты увидели новейшие танки. Однако, члены делегации из СССР упрекнули немецких коллег в том, что те не показали представителям дружественного (на тот момент) государства свою современную технику, представив лишь устаревшие машины. Этот упрек озадачил немцев, которые не скрывали от русских ничего. Незадолго до этого в Германию приезжала американская делегация, которая пришла в восторг от этих новейших боевых машин.

Если русские не восприняли немецкую технику всерьез, то чем же тогда вооружена Красная армия?
Эту очень известную, почти легендарную, историю очень любят приводить в пример, когда говорят о превосходстве советской техники над немецкой в самом начале войны.
Когда речь заходит о немецком блицкриге на Восточном фронте, всегда упоминают тот факт, что германская армия столкнулась с превосходящими по техническим характеристикам русскими танками. Самое интересное, что именно так оно и было. Причины поражений Красной армии летом 1941 года лежали не столько в области технического оснащения советских Вооруженных сил, которое находилось на достаточно высоком уровне, сколько в ошибках стратегического планирования.
Как ни странно, о достоинствах и недостатках Т-34 военные историки спорят на протяжении всех 60 послевоенных лет. Одни утверждают, что это было непревзойденное оружие, которому, по крайней мере, в самом начале войны, Германия ничего не могла противопоставить. Другие обвиняют советскую пропаганду в создании «мифа о супертанке», заявляя, что, на самом деле, Т-34 были свойственны значительные недостатки, а достоинства с лихвой компенсировались некачественной сборкой, неумелым применением и тактическим превосходством немецкого командования. За давностью лет найти четкие и однозначные аргументы в пользу той или иной позиции едва ли возможно. Однако, есть один бесспорный факт, который опровергнуть никак нельзя: СССР победил в той войне, а основу бронетанковых сил Красной армии составляли именно «тридцатьчетверки». Этот аргумент ставит точку в любом споре: вот наши танки, а вот наша Победа.
Золотая середина
Перед войной основу бронетанкового парка Красной армии составляли легкие танки Т-26 и целое семейство БТ. В советских машинах БТ все остальные качества приносились в жертву одному — скорости.
Легкий, с мощным авиационным бензиновым мотором, вооруженный 45-миллиметровой пушкой, он воплощал собой концепцию молниеносной войны, которую исповедовали военные теоретики того времени. БТ, по замыслу конструкторов, должны были врываться в пробитую во вражеской обороне брешь и, затем, совершать глубокий рейд по тылам противника, уничтожая всю его тыловую инфраструктуру, перерезая железнодорожные ветки, уничтожая склады и аэродромы.
Советские танки середины 30-х годов превосходили зарубежные и по скорости, и по вооружению. Но опыт гражданской войны в Испании показал, что легкие танки несли неоправданно большие потери от огня малокалиберной противотанковой артиллерии.
Колесный ход был приемлем только на шоссе, на целине и песке ведущие колеса отказывали.
Вернувшиеся на Родину танкисты отстаивали идею хорошо защищенного танка, который должен был прийти на смену Т-26 и БТ. Впрочем, единой точки зрения не было и у них — кое-кто стоял за привычный колесно-гусеничный движитель. Танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) в середине 30-х годов еще при его прежнем руководителе А.О. Фирсове прорабатывало проект нового колесно-гусеничного танка. И когда в январе 1937 года вместо арестованного А.О. Фирсова КБ возглавил Михаил Ильич Кошкин, а Александр Александрович Морозов стал его заместителем, эти работы заметно ускорились.
Крестьянский сын
Михаил Ильич Кошкин родился в 1898 году в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. С ранних лет остался без отца. Окончив сельскую трехклассную школу четырнадцатилетним подростком, он уезжает на заработки в Москву. Работает на кондитерской фабрике, затем его призывают на военную службу в царскую армию. Затем были Октябрьская революция, Гражданская война, ранение. В 1921 г., прямо из войск, его направляют на учебу в Москву, а в 1924 г. назначают директором кондитерской фабрики в г. Вятка.
В 1929 году Кошкин поступает в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы». После получения диплома о высшем образовании Кошкина направили на Ленинградский завод опытного машиностроения им. С.М. Кирова. Здесь он прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника конструкторского бюро. С января 1937 года Михаил Ильич работает главным конструктором танкового КБ Харьковского завода № 183.
И вот он получает судьбоносное задание, на его плечи падает огромная ответственность, ему необходимо разработать колесно-гусеничный танк.
Но это не вдохновляет конструктора. Он одержим другим заданием. И тогда, параллельно с заказанным танком, получившим заводской индекс А-20, в КБ начали разрабатывать чисто гусеничный А-32.
А-32 был разработан вне конкурса, на энтузиазме конструкторов, которые верили в свое детище. В те времена инициатива могла быть наказуема, к тому же, новый проект не укладывался в концепции военных теоретиков того времени.
Броня танка располагалась под большими углами (до 60 градусов). Это было простое и, вместе с тем, гениальное решение. Это позволило при меньшей толщине брони обеспечить танку защиту от снарядов, которые попросту рикошетили от брони. Дизельный двигатель — мощностью 500 л.с. Наличие только гусеничного движителя делает его второсортным. Комиссия решает, что создавать машину в металле нет смысла.
Мы знаем, о том, что мало вытащить идею из духовного мира, главное проявить мужество и отстоять ее при воплощении, ведь истинное служение без риска не бывает.
Не только танку, но и самому конструктору нужно выдержать проверку на прочность, не соглашаясь с доводами оппонентов, Кошкин в присутствии Сталина горячо отстаивает свое мнение.
Хотя другие выступавшие всячески восхваляли достоинства колесно-гусеничного варианта, Сталин, закрывая дискуссию, предложил параллельно сделать аналогичный по характеристикам, но уже чисто гусеничный танк. Это была первая победа!
Через три месяца КБ Харьковского завода подготовило технические проекты А-20 и А-32, в августе 1938 года их рассмотрели на заседании созданного в марте Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Опять общее мнение было в пользу А-20, и вновь Сталин предложил испытывать оба варианта.
В мае 1939 года опытные А-20 и А-32 были собраны и к августу завершили государственные испытания. Но комиссия не высказалась, какой танк лучше и может быть предложен на вооружение Красной Армии. Создалась весьма странная ситуация. Руководство КБ обратилось в Главное автобронетанковое управление, но и оно не рискнуло прояснить ситуацию. Так потеряли несколько месяцев, пока правительство не приказало провести испытания на самом высоком уровне. И вот в сентябре на полигон под Москвой прибыли шесть новых танков: тяжелые КВ и СМК, средние А-20 и Т-32 (так стал именоваться А-32), БТ-7М и Т-26.
Комиссию возглавлял нарком обороны Клим Ворошилов. Испытания Т-32 произвели на всех неизгладимое впечатление. «Запомните сегодняшний день — день рождения уникального танка», — это сказал Н.В.Барыков, директор опытного завода №185. Ворошилов заявил, что именно такая машина нужна Красной Армии, но предложил усилить бронирование Т-32, благо имелся значительный резерв мощности.
19 декабря 1939 г. уточняются требования к новой машине, ей присваивается легендарное название Т-34. Было решено изготовить два опытных образца. Выпуск Т-34 в 1940 году предусматривалось развернуть на Харьковском паровозостроительном заводе и на Сталинградском тракторном.
Машины следовало показать в Москве, по настоянию главного конструктора было решено, что они пойдут туда своим ходом. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года обе машины покинули территорию завода. Марш по бездорожью и снежным заносам становится самым строгим и беспристрастным экзаменом для новых машин.
Условия пробега были тяжелые: сильные морозы, поломки, неисправности. Кошкин в пути простудился. В ночь на 17 марта танки поставили на Ивановской площади Кремля. С утра около них выстроились экипажи и инженеры КБ, пришли руководители Наркомата. Затем танки были показаны в действии. Сталин, не удержавшись, сам сел за рычаги новой машины, после чего окрестил танк «ласточкой».
Потом танки вновь подвергли тщательным ходовым и другим испытаниям, обстрелу из 45-мм противотанковой пушки, причем, почти в упор. Ни один снаряд брони не пробил.
По просьбе Кошкина, машины отвезли в Карелию на место недавних боев Финской войны, где танки заставили преодолевать настоящие противотанковые препятствия.
И все же, несмотря на ласковое определение Сталина, недоброжелатели продолжают доказывать, что Т-34 не нужен армии. К «тридцатьчетверке» предъявляются все новые и более жесткие требования.
Преследуется одна цель: не допустить производства Т-34.
Заместитель наркома обороны СССР маршал Г. Кулик, не разбираясь, утверждает отчет ГАБТУ, в который включены отрицательные отзывы о танке. Тем самым, прекращает производство и приемку танков Т-34. В результате, к 15 сентября 1940 года было выпущено лишь три серийных экземпляра. Михаил Кошкин болен, но руководит доработкой танка. К концу лета 1940 года здоровье Кошкина резко ухудшается, и 26 сентября он умирает. Но главное дело его жизни, может быть, то, ради чего он был призван на землю, он сделать успел. Продолжателем его дела стал Александр Морозов, участвовавший в разработке танка с первых дней, дальнейшая борьба за серийный выпуск машины выпала на его плечи. Военные поднимают планку межремонтного пробега до семи тысяч километров. На тот момент только первые опытные образцы «намотали на гусеницы» 5000-6000 км...
Заместитель наркома обороны СССР маршал Г. Кулик утверждает новые требования на пушку Т-34 «для борьбы с танками среднего и тяжелого типа».
15 мая 1941 г. заместитель наркома среднего машиностроения А. Горегляд в письме на имя маршала Г. Кулика сообщает: «С сентября 1940 г. по апрель 1941 г. было осуществлено до 200 конструктивных изменений как по указанию комиссии по войсковым испытаниям и ГАБТУ КА, так и по собственной инициативе...
Считаю необходимым покончить с имевшим место огульным охаиванием качеств танка Т-34".
До начала войны на ХПЗ и Сталинградском тракторном заводе успели построить более тысячи танков.
Таковы были муки рождения грозной машины, впереди было крещение огнем.
Коллеги и соперники
По мнению многих военных экспертов, именно средний танк, его качества и тактико-технические характеристики, определяли успех военных действий. Тяжелые машины (немецкий «Тигр», советский Ис-2) не оказывали решающего влияния на ход боевых действий. Будучи средством усиления, они лишь ненамного улучшали боевую мощь армий, основу которой составляли «рабочие лошадки» — средние танки, выносившие на своих корпусах всю тяжесть войны.
В течение всей войны средние танки прошли бесчисленное количество модернизаций (в конструкцию Т-34 в год вносилось более трех тысяч различных изменений). Это был непрерывный процесс — гонка танковых вооружений. Нововведения сразу же обкатывались, проверялись в боевых условиях, многие изменения производились в полевых условиях. И в этом процессе советские конструкторы шли на шаг впереди своих конкурентов (в первую очередь — немецких).
Действительно, в начале войны Т-34 обладал серьезным преимуществом по отношению к немецкой «четверке», не говоря уже о машинах с меньшими индексами. Он имел более толстую броню, листы которой были установлены под рациональными углами. Пробить ее можно было, если танк, преодолевая какое-либо препятствие, подставлял пушке броню под прямым углом, либо стреляя в гусеницы и катки, чтобы лишить его возможности двигаться и маневрировать. Но в 1942 году немцы сумели разработать для своего танка орудие с более длинным стволом, а также усилить броню, в том числе, и с помощью навесных противокумулятивных экранов. В конце концов «четверка» не только сравнялась с «тридцатьчетверкой», но и превзошла ее по боевой мощи. Это, вместе с появлением в 1943 году немецких тяжелых танков «Тигр» и «Пантера», вынудило советских конструкторов заняться коренной модернизацией Т-34.
В начале 1944 года Красная армия получила серьезно модернизированный танк Т-34-85. Главным его отличием от предыдущих моделей стала 85-миллиметровая пушка (до этого Т-34 был вооружен различными типами 76-миллиметровых орудий). Тут проявилось еще одно уникальное качество Т-34 — возможность модернизации.
Дешево и сердито
В машину изначально1549473281_-34.jpg был заложен огромный ресурс для внесения изменений. К 1944 году для Т-34 жизнь еще только начиналась. Танк получил более просторную башню, в которую смогли поместиться три человека (в экипаж к командиру и наводчику добавился заряжающий), мощную пушку, более толстую броню, а также много других конструкционных изменений. К тому моменту из-за потери районов с залежами стратегически важных природных ресурсов качество брони немецких танков ухудшилось настолько, что «тридцатьчетверка» смогла успешно расстреливать тяжелые танки на средних дистанциях. К слову сказать, когда на вооружении германской армии появились танки «Тигр II» (или «Королевские Тигры», как их еще называют), то во время первой же атаки советские танкисты на Ис-2 и Т-34, не зная, что за чудо техники им противостоит, спокойно расстреляли всю группу, частично уничтожив, частично захватив вражеские машины в качестве трофеев. Еще один козырь Т-34 — его фантастическая надежность и ремонтопригодность. Конструкторы, отдавая себе отчет в том, кто будет делать этот танк и кто будет его эксплуатировать, не надеясь на идеальные условия производства и обслуживания, постарались спроектировать Т-34 так, чтобы его могли построить и починить максимально неквалифицированные рабочие.
В нем не было особо сложных систем и механизмов, доступ ко всем жизненно важным узлам постарались сделать максимально удобным, чтобы любой агрегат легко было заменить в полевых условиях.
Лучший подарок фронтовым механикам придумать было сложно. Говорят, что во время интенсивных боев на Курской дуге в некоторых советских бронетанковых подразделениях потери превышали сто процентов — подбитые машины проходили ремонт прямо на поле и опять возвращались в бой. Немецкие машины были гораздо менее ремонтопригодны. Наконец, относительно простая конструкция сделала возможным производить Т-34 в таких количествах, что, когда Гитлеру в конце 1942 года сообщили вполовину меньшую цифру месячного производства «тридцатьчетверок», он назвал разведчиков, добывших эти данные, провокаторами и врагами. В то время, еще до начала сталинградской операции, СССР, в среднем, выпускал более тысячи таких танков в месяц.
Кроме того, конструкторы Т-34 предопределили, сами того не желая, появление еще одного танка Второй мировой войны. Речь идет о немецком танке, известном как «Пантера». В 1941 году после встречи с «тридцатьчетверками» немецкие танкисты буквально потребовали от промышленности создать в кратчайшие сроки копию советской машины. Захваченные советские танки были направлены на немецкие полигоны, где танкостроители всесторонне их изучили. В конечном варианте «Пантера» оказалась во многом похожа на Т-34. Но немцам так и не удалось воплотить основные качества Т-34 — его надежность и технологичность.
Во время первого массового применения этих танков (в Курской битве) из 196 прибывших на фронт машин до поля боя доехало лишь 30. Остальные выбыли из строя из-за поломок. Всего в операции «Цитадель» было безвозвратно утеряно 127 «Пантер». В Курской битве достоинства Т-34 проявились в полной мере. Несмотря на то, что соотношение потерь было не в пользу советских войск, не стоит забывать о том, что в этом крупнейшем танковом сражении с нашей стороны действовали в основном средние и легкие танки.
«Тридцатьчетверки» ухитрялись подбивать даже сверхзащищенные немецкие САУ «Фердинанд». Т-34 разбивали бронебойными снарядами подвеску самоходки, а некоторые наводчики-снайперы ухитрялись даже простреливать 88-миллиметровые орудия «Фердинанда». Во время Курской битвы советские танкисты также отработали приемы борьбы с тяжелыми «Тиграми». Этот танк обладал одним недостатком — невысокой скоростью поворота башни. В охоте на «Тигра» участвовали две «тридцатьчетверки»: одна из них отвлекала немецких танкистов, а вторая на большой скорости сближалась с танком и расстреливала его в упор в борт, где броня была тоньше.
Лучший из лучших
Вооруженные силы СССР во время Великой отечественной войны получили действительно самый лучший танк. Простой, надежный, достаточно быстрый и маневренный для машины среднего класса, с неплохой пушкой, способной бороться даже с более сильным противником, ремонтопригодный, технологичный, с огромным ресурсом для модернизации, наконец, дешевый. Т-34 стал идеальным танком для войны. Ни один из средних танков других стран не обладал подобным набором качеств.
Западные специалисты, даже наши противники во второй мировой войне, до сих пор с восторгом отзываются о Т-34.
«Т-34 был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники, — писали уже после войны в одном журнале ФРГ. — В нем удачно сочетались элементы быстроходного крейсерского танка с неуязвимостью танка непосредственной поддержки пехоты». «Т-34 превосходил все другие типы танков» (немецкий генерал Зенгер-унд-Эттерлин).
А вот из воспоминаний немецкого генерала Гудериана: «....южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить».
«Т-34 показал нашим, привыкшим к победам, танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности» (немецкий генерал Шнайдер). «Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны» (немецкий генерал Меллентин).
«Их Т-34 был лучшим в мире» (немецкий генерал-фельдмаршал Клейст). Т-34, по общему признанию, как друзей, так и врагов, — лучший танк второй мировой войны, был основным и, по существу, единственным средним танком Красной Армии на протяжении Великой Отечественной войны.
Гейнц Гудериан, «Воспоминания солдата»: Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами благодаря своим выдающимся качествам и успешному их применению. Среди них — реактивные установки залпового огня «Катюша», «летающие танки» — штурмовики Ил-2, а также самый известный танк Второй мировой — Т-34.
Т-34 воевал в Корее и на Ближнем Востоке. Во время войны в Югославии сербы также использовали «тридцатьчетверки». В некоторых странах эти машины официально остаются на вооружении до сих пор.
Советский танк был похож на солдата, рядом с которым он воевал, — солдата неприхотливого, выносливого, способного стойко переносить все тяготы войны, — долгие изнурительные марши по дорогам и бездорожью, лютую холодную зиму и жаркое раскаленное лето, солдата, способного выдерживать самые сильные удары врага, а потом наносить ему еще более страшные удары, отбрасывая километр за километром на запад. Эти танки воевали на всех фронтах Великой отечественной войны, штурмовали города, форсировали реки, прорывали оборону. Стальные лавины «тридцатьчетверок» в 1942 году захлопнули крышку сталинградского котла, в 43-м под Курском, когда стрелковые части уже не могли удержать наступление немцев, во встречном поединке на Прохоровском поле (12 июля 1943 года в день Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла) столкнулись две стальных армады соперничающих армий и наша оказалась крепче. Символично, что исходом переломной Курской битвы было освобождение города Харькова, где был создан легендарный танк.7AWGbAo1GYP1b.jpeg
11 апреля 1942 г. Михаилу Ильичу Кошкину за создание танка Т-34 посмертно присуждена Сталинская премия. В 1990 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Эти почести — не пустая формальность, это память о том, что страшный грех государственного атеизма пришлось искупать путем титанической борьбы. Наказал Господь, но и помиловал, и одним из залогов этой милости был конструкторский гений Михаила Кошкина и его сподвижников.
Сейчас мы впадаем в другое прегрешение — рознь, и забываем, что великая Победа одна на всех добыта. На многих постаментах в стремительном рывке застыли Т-34. Это зримое напоминание о невероятно простой истине: когда мы духовно едины — мы непобедимы, потому, что в этом случае с нами Бог!

 

Михаил Спасский

Архив газеты "Тайны века", Харьков, 2006